Что означает виноградная лоза

Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир "иной" приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из "языческих" образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и "мира невидимого" было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ" [1] . Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви — Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения — Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, — получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).

Виноградная лоза — евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. [4] Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены — ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения — способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете — символ земли обетованной, в Новом — рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.

Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, — птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца — Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени, выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля.

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о "печати Бога Живого" (Откр 7:2) и "новом имени побеждающему" (Откр 2:17) — верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы crisma (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает ". Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия" [5] . Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).

Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos — ikhthus, "рыба". Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, [6] Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).

Изображение хризмы — постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы — эмблему журнала "Sourozh".

Все эти изображения — действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.

Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).

К таким образам относится также и якорь — символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы — символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви — символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это — еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Другой распространенный символ — корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль — символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани — смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью [7] . Церковь как корабль, ведомый Христом, — распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой — обретение вечной жизни в единении с Богом.

Читать также  Повышение зимостойкости плодовых криогелем

Обратимся к образу Христа — Доброго Пастыря. Основной источник этого образа — евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей — Ис 63:11, Иисус Навин — Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится — "Господь, Пастырь мой" (Пс Господе говорится — "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян — паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом [8] и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл — власть; флейта — сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" — Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса , с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног — образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце — кающемся грешнике — в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца — ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец — Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы — апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором — хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.

Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы [9] , но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости" [10] .

В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).

Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: "Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?"(Мф 7:9-10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола [11] . Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Выше мы писали, что этой соотнесенности способствует и графический облик греческого названия рыбы. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: "Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде." [12]

На рисунке — изображение рыбы, служившее заставкой к письму свт. Василия Великого.

Крест Христов и Его Воскресение, апокалиптические чаяния всеобщего воскресения и настоящая жизнь Церкви в Таинстве Евхаристии — вот суть образов, скрывающихся за символами первых веков христианства, часть которых постепенно, начиная со времени Константина Великого, вытеснялась более прямыми образами.

[1] Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский Патриархат, 1989, с. 11.

[2] Слово устье может значить и "гавань". — Ред.

[3] Цит по: Граф А. С. Уваров. Древнехристианская символика. М., 1908.

[4] По слову Климента Александрийского, как лоза дает вино, так Божественное Слово дало Свою кровь; ср. Ин 15:1 ("Я есмь истинная виноградная лоза").

[5] Архим. Христофор. Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного миросозерцания. Спб., 1886, с. 60.

[6] Голубцова, могло возникнуть в Александрии — центре аллегорической экзегезы. — Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Т. 1. Сергиев Посад, 1918, с. 189.

[7] Gerd Heinz-Mohr. Lexikon der Symbole. Herder, 1992, S. 274.

[8] Отметим, что посох как знак пастырского достоинства вручается православным игуменам и епископам.

[9] В этом значении образу Агнца наследовало более позднее изображение Распятия.

[10] Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви, с. 64.

[11] Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике, с. 191.

[12] Цит по: Успенский Л. Там же, сс. 40-41.

Народные названия: виноград винный, виноград благородный.
Род: женский.
Планета: Луна.
Стихия: вода.
Боги: Дионис, Вакх, Гатор.
Магические силы: плодовитость, садовая магия, интеллектуальные силы, деньги, приворот.
Магическое использование: чтобы сад лучше плодоносил, на ограде нарисуйте гроздья винограда — так делали в древнем Риме. Употребление в пищу винограда и изюма повышает плодовитость и умственные способности.

Во время совершения магии, целью которой являются деньги, на алтарь кладут виноград.
Символ мудрости (in vino veritas).

Гроздь винограда – атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.

Виноград наделяют магической силой. В магии виноград играет очень важную роль. Его широко применяют в магических церемониях, ритуалах, используют в качестве талисмана. Талисман из листьев винограда помогает тем, кто страдает ипохондрией (впадает часто в тоску), а листья винограда способствуют повышению настроения. Космическое взаимодействие растения винограда способствует повышению жизнерадостности, придает уверенности в себе.

Виноград широко используется в любовной магии для приворотов. Для того, чтобы совершить ритуал приворота необходимо посадить виноград в саду того человека, которого привораживают. От развития винограда, будет влияние на приворот, то есть этот привороженный больше будет влюбляться. Данный приворот очень сильный и действенный, так утверждают все колдуны.

Если развесить по дому виноградные листья, то веселье обеспечено.

Если носить девять дней девять виноградных листьев, то через девять дней ожидается сюрприз.

Читать также  Мыши в перекрытиях частного дома

Виноград – это символ плодородия и успеха, поэтому носитель амулета из винограда добьется финансовых успехов.

Виноградная Лоза.

Символ плодородия и жизни, Древа Жизни, а в некоторых традициях – Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза – лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания, должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос – истинная лоза, а последователи ветви ее. Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображеная вместе с фиговым деревом – мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

Сон, в котором человек видит, как он ест виноград, предвещает трудный период в его жизни. Однако трудности вашей жизни укрепят ваш дух и принесут неcравнимую ни с чем пользу.

Если в вашем сне вы видите виноградные грозди больших размеров либо их количество настолько велико, что виноградная лоза гнется до самой земли, то такое сновидение говорит о плодородии. В частности для молодой женщины такой сон может предвещать зачатие ребенка. В том случае если ваши интересы ориентированны на бизнес, такое сновидение может означать признание ваших заслуг окружающими. В общем значении большие грозди винограда увиденные в сновидении означают успех.

Редкие или гнилые грозди винограда в вашем сне могут свидетельствовать о том, что вам изменила удача, а правомерность ваших действий поставлена под сомнение.

«ВИНОГРАД — это один из главных символов христианской религии. Поэтому неудивительно, что виноградная лоза и виноград в Библии упоминаются неоднократно.

В Ветхом завете описана вот такая гроздь винограда , которую срезали израильтяне в земле Ханаанской , далее цитата «… единую гроздь винограда … держали на шесте».
… они поднялись и исследовали землю … они сделали из ветки шест и несли одну гроздь винограда. Двое из них носили его на шесте между ними, вместе с гранатами и фигами. Это место называлось Долиной Эшколя из-за грозди винограда, которую отрезали там израильтяне. В конце сорока дней они вернулись после изучения этой земли.

Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми. Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.

И что интересно, что Виноград в Библии упоминается позитивно только и именно живой — как виноградная лоза или свежие ягоды винограда. Засохшие ягоды винограда -изюм -символ смерти, так же как сам живой виноград в Библии -символ жизни. Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась в древности при погребальных обрядах.

Крест и Древо Жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда — как символ Страшного суда в конце времен.

Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».

Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь. Ученики-апостолы трактовались в качестве побегов. Лоза и виноградные гроздья символизируют также компоненты Причастия — хлеб и вино, Тело и Кровь Христовы.Церкви.

Чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: это или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь»,-пишет Климент Александрийский. Люди,или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми,-членами

В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси…».

Это образная форма, соответствует Евангельским словам Спасителя: «Яко же розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете.

Аз есмь лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже»,(Ин.15, 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл, экклезиологический и сакраментальный.

Виноград в Библии- также и символ возвышения христианина. Ведь среди христиан есть и такие, которые христиане только по имени, внутренне же далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.

Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в перво христианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета украшения храмов продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
________________________________________ __________________

ЛОЗА ИСТИННАЯ.

«Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2). Так цитируются слова Господни и упоминается виноград в Библии.

Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».

Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.

Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.

И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.

Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими? Почему так преклоненно упоминается виноград в Библии.

Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.

Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?

Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?

Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.

Читать также  Лучшие сорта томатов для теплиц нижегородской области

Виноград в Библии и православии многосмыслен и образен. Вы слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела». Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.

Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).

«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.

Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.

Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.

Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.

Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.

Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.

Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.

Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.

«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».

А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».

Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.

«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».

Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».

Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.

Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.» Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Мне известны две иконы Божьей Матери с изображением винограда (может быть есть больше) Первая Ты еси Лоза Виноградная ,

Эта икона появилась на основе фрески в храме в Каподокии, в её иконографию было добавлено изображение грозди и благословляющий жест левой рукой. Икона признана Грузинской Церковью, имеет тропарь и акафист, день памяти — 1-ое января(стар. ст.) / 14-ое января (нов.ст.). Эта икона уже прославилась как чудотворная.

Акафист…ТыВиноградная лоза, вновь распустившаяся Ветвь нежная, в Эдеме посаженная и Сама Собою Ты Солнце Сияющее.. . слушать хор Храма Св. Пантелеймона…

Вторая- Пресвятая Богородица Покрывающая.Происхождение: Из Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района).Местонахождение: Новоспасский мужской монастырь г. Москвы.Материал: Дерево.Икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая» (Домодедовская) была келейным образом грузинского письма схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.) – основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района). Активное участие в создании скита принимала преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова). На иконе, по описанию духовника обители священномученика епископа Арсения (Жадановского) «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды…»

15 августа справляется соединённое с Успением торжество «Богоматери-покровительницы лозы и винограда», где Богородица отождествляется с «прекрасной лозой, давшей миру божественную гроздь, от Неё же вино напояет вселенную». Источник .

Можно провести такую интересную параллель, рассматривая тему Виноград в Библии.

При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».

Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане. Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный, красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации: чёрный виноград- это монашествующие, а красный и белый-миряне. ИНТЕРЕСНО. Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.

Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда. 😉 И это важно для понимания того, что такое виноград в Библии и христианстве.

В таинстве Евхаристии претворение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы происходит по благословлению священника. И когда это чудо совершается , радость наша не знает границ, и присутствующие в храме чада Божии молятся Господу, по слову Апостола Петра:«Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет» (1Пет.2:9) . Сила же молитвы зависит от силы и чистоты жития, как следствие от степени любви к Богу, и приближения к Нему.

Божьей нам Помощи.

… люди, с любовью растящие виноград, неравнодушные к нему -Божьи люди…

Виноград в Библии — упоминание и толкование смысла его встречается неоднократно. Слово виноград в Библии встречается 24 раза.

Автор записи: sisadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *