Конспект ознакомление с окружающим миром «Сад-Фрукты».
Цель : Расширение и уточнение знаний детей о фруктах.
Учить определять фрукты на ощупь, на запах, на вкус.
Учить употреблять обобщающее слово «фрукты».
Способствовать развитию связной речи.
Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность.
Развивать мелкую и общую моторику, координацию движения, вкусовой анализатор.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Способствовать проявлению положительных эмоций от опробования.
Воспитывать умение выслушивать других детей.
Коррекционные задачи : -учить узнавать правильно называть фрукты
-познакомить с обобщенным понятием фрукты, где растут; в саду на дереве, отрабатывать предлоги «в», «на».
-формировать умение выражать словом вкусовые и тактильные ощущения(какой на вкус, на ощупь, по запаху) через игру «Узнай что это» (сладкий, кислый, вкусный, твердый, мягкий, гладкий, шершавый)
-закрепить основные цвета, форму.
-развивать память, моторику чз заучивание стих-я с движением:
Предварительная работа : беседа с детьми о фруктах и фруктовых деревьях.
Оборудование и материалы : карточки с изображением фруктов (груши, яблоки, апельсины), объемные фруктовые деревья, натуральные фрукты для дидактической игры, кусочки фруктов: яблока, груши, банана и апельсина, наколотые на шпажки для опробования, чудесный мешочек, атласная ленточка зеленого цвета ), «чудесный мешочек».
Ход занятия: Дети стоят у входа подходят к доске .
Ребята сегодня мы с вами будем говорить о фруктах. Мы научимся называть фрукты. Узнаем, как они выглядят, какого цвета, формы где растут и попробуем определить фрукт на ощупь и на вкус. Воспитатель обращает внимание детей на коробку. Ребята посмотрите нам посылка. А вот и письмо.
Давайте его прочитаем: Ребята здесь лежит то что, любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, и о чем будем, сегодня говорить вам подскажут загадки: слушайте внимательно потому, что вам нужно отгадать загадки и сказать о чем будем говорить. Дети стоят
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?(Груша)
В шкуре желтой,
Кислый он. Называется . (лимон)
5. Яркий, сладкий, налитой.
Весь в обложке золотой.
Ни с конфетной фабрики,
А из далекой Африки, (апельсин)
8. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие
9. Синий мундир, белая подкладка
В середине сладко ( Слива)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с фруктами, которые называли.
Ребята так о чем мы с вами будем говорить? (О яблоке, сливе, …)
А как это все назвать одним словом догадайтесь?
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто — … (фрукты).
Так как назвать вот это все. ФРУКТЫ. Показ корзинки с фруктами.
Удивились О, улыбнулись-И, Какие вкусные фрукты-«вкусное варенье»
—Так о чем мы с вами будем говорить? О фруктах.
-Правильно. Ребята а где же растут фрукты? –В саду на дереве.
-А вы хотите прогуляться в сад?—Да.
Тогда идем в сад. (слайд №1)
Хоровод: (На пол положить ленточку ) «Как по узенькой дорожке во фруктовый сад пришли »
— (Сядьте на травку )Посмотрите, какие красивые деревья растут в саду?(Показ презентации)
Это дерево грушевое. Как вы думаете, какие фрукты растут на нем?
— Это яблоня. Какие фрукты растут на этом дереве?
— Это дерево апельсиновое. Что растет на нем?
-Это дерево сливовое. Что растет на нем?
— Фрукты растут на деревьях в саду.
Посмотрите, как высоко растут фрукты. Вы хотите их достать,(ДА) тогда
Речь с движением : На носочки я встаю, яблочко я достаю
С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.
Игра «Где растут фрукты» . Так где же растут фрукты? (В саду на дереве). А в нашем саду, ночью был сильный ветер и фрукты упали с деревьев. Ребята как вы думаете, что нужно сделать? Повесить фрукты на деревья.
Правильно нужно каждый фрукт повесить на свое дерево.
— А теперь возьмите фрукты. (Спросить у каждого ребенка что за фрукт он взял) и найдите деревья на которых они росли. (сказать ЧТО ЭТО ЗА ФРУКТ И ГДЕ ОН РАСТЕТ.)
Будьте очень внимательны, ребята!
— Какие вы молодцы! Все у вас получается! И как много фруктов на деревьях. Ребята в саду вы уже много поработали пора возвращаться.
Музыкальная физминутка Сядятся на стулья
— Ребята все фрукты одинаковые? Нет они все разные — у каждого фрукта свой цвет, форма и вкус. Показ фруктов, все дети трогают фрукты. Показ формы фруктов с помощью пальчиков
А сейчас проверим отгадаете ли вы на ощупь что это за фрукт?
Игра «Узнай, что это?» Воспитатель в мешочке подносит фрукты дети опускают руку в мешок и на ощупь трогая догадываются что за фрукт и показывают всем.
-Какой на ощупь? (трогают все дети)
Воспитатель предлагает детям попробовать фрукты на вкус и провести игру «Узнай на вкус» , (с закрытыми глазами) (ответы детей). Молодцы ребята правильно узнали все фрукты.
Вчера мы с вами читали стихи о фруктах, сегодня рассматривали фрукты и пробовали их на вкус, а вечером попробуем нарисовать самый вкусный фрукт.
Работа с раздаточным материалом:
У каждого ребенка конверт, в котором лежит 1 картинка с изображением фрукта (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива), разрезанные по вертикали.
Игра «Какой фрукт» Ребята вам нужно сказать что у вас на картинке изображено какого цвета и формы?
Алеся Чернышова
Конспект логопедического занятия для детей с ТНР компенсирующей направленности по теме «Фрукты»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Осинского района Пермской области
Конспект логопедического занятия для детей с ТНР старшей группы компенсирующей направленности по теме: «Фрукты.»
учитель-логопед
Чернышова Алеся Александровна
Конспект логопедического занятия для детей с ТНР старшей группы компенсирующей направленности по теме: «Фрукты.»
Цель: расширение и активизация словаря по теме Фрукты.
• Учить образовывать существительные Р. п. множественного числа.
• Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
• Развивать фонематическое восприятие, мышление.
• Развивать мелкую моторику.
• Развивать зрительно-предметный гнозис.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши, логопедический чемоданчик.
Ход занятия.
1. Организационный момент: (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Развитие речевого слуха.)
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Дети занимают места на стульчиках за столом.
Логопед: Сегодня не обычный день, у меня для вас есть волшебный чемоданчик. А что он нам приготовил мы с вами узнаем после того как послушаем интересное стихотворение, которое называется «Фрукты» А вы постарайтесь слушать внимательно.
Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток груши бочок.
Груша зелёная, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Светится золотом жёлтый лимон.
В кроне зелёной висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
2. Упражнение «Раскрась фрукты» (Развитие памяти. Расширение словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи согласование прилагательных с существительными.)
Логопед предлагает детям вспомнить, о каких фруктах говорится в стихотворении.
Логопед: Перечислите названия фруктов, о которых говорится в стихотворении.
Дети: Груша, яблоки, персик, лимон, апельсин.
Логопед: Посмотрите, в чемоданчике для вас что -то есть.
Логопед достаёт из чемоданчика трафареты фруктов, сделанные по принципу кармашков, с тем чтобы в каждый кармашек можно было вставить листок цветного картона.
Логопед: Я надеюсь вы запомнили, что сказано о цвете фруктов в стихотворении. У вас на столах лежат цветные квадраты картона «раскрасьте» фрукты, вставив в кармашки листочки картона, и расскажите о них, подобрав как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»
1-й ребёнок. Зелёная, овальная, сочная, спелая груша.
2-й ребёнок. Красные, румяные, круглые, душистые яблоки. и т. д.
Логопед: Молодцы!
Логопед: Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?
Что это? (фрукты)
• Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).
• Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).
• Где растут фруктовые деревья? (в саду).
• Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
Логопед: — Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите из чемоданчика по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.
(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)
Логопед: Молодцы!
Логопед: Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)
• Чего много на яблоне? (яблок).
• Чего много на грушевом дереве? (груш).
• Чего много на сливовом дереве? (слив).
3. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога (а затем разгибать)
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
В землю косточки сажает
6. Игра «Что мы приготовим из фруктов»
Логопед: Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:
• яблоко – яблочный сок;
• слива – сливовый сок;
• груша – грушевый сок;
• ананас – ананасовый сок;
• апельсин – (апельсиновый сок.);
• виноград — (виноградный сок);
• персик – (персиковый сок).
7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)
• Что из него можно приготовить?
8. Дорисовывание фруктов.
Логопед: Ребята, посмотрите в чемоданчике лежат фрукты. Но фрукты нарисованы только наполовину. Дорисуйте вторую часть сами.
9. Игра. «Четвертый лишний»
Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
• Груша, картошка, яблоко, персик.
• Огурец, арбуз,кабачок, тыква.
• Апельсин, мандарин, помидор, слива.
• Яблоко, груша, лук, слива.
10. Итог занятия.
Ребята, волшебный чемоданчик будет радовать нас ещё своими интересными играми. Но сейчас он говорит вам до свидания! До новых встреч!
11. Оценка работы детей:
1. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева – СПб: 2001. стр. 13
2. http:/www MAAM.RU
«Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет». Видео Детский сад №2 "Ивушка" п. Гигант Сальского района "Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница — ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.
Побеседуйте с детьми: О пользе фруктов в осеннее время года. Расскажите о внешнем виде фруктов. Закрепите цвета при помощи картинок с фруктами.
- «Прогулка в парк»-из Детского календаря
- Л.Н.Толстой «Старик и яблони»
Н.Нищева «Фрукты»: Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток груши бочок.
Груша зелёная, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Светится золотом жёлтый лимон.
В кроне зелёной висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
Сделайте аппликацию: « Фрукты в вазе»
- Какой сок приготовили?
- Подбери признаки( какая….? какой…?)
- Четвертый лишний