Школа садоводства и огородничества

Программа лекций и практических занятий
Уральской школы садоводства и огородничества
апрель 2019г.

Место проведения: ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет, ул. Тургенева, д. 23, 1-ый корпус, 4-ый этаж, ауд.1402.

Программа лекций и практических занятий
Уральской школы садоводства и огородничества
март 2019г.

Место проведения: ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет, ул. Тургенева, д. 23, 1-ый корпус, 4-ый этаж, ауд.1402.

Контактная информация:

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42

+7 (343) 350-58-94 — приемная комиссия

+7-965-544-59-29 — приемная комиссия (Viber, WhatsApp)

+7 (343) 371-33-63 — приемная ректора

+7 (343) 221-40-19 — управление кадров по общим вопросам

+7 (343) 221-40-26 — факс управления кадров по общим вопросам

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При использовании текстовой информации и фотографий ссылка на сайт Уральского ГАУ обязательна

К середине XIX века активная морская торговля (в первую очередь зерном) и беспошлинный режим порто-франко привели к росту зажиточной части населения Одессы. Теплый климат и морское побережье способствовали активному строительству дач на Малофонтанской дороге. Это сейчас Французский бульвар находится почти в центре города, а тогда это были предместья, где сухая степь крутыми обрывами спускалась к берегу моря.

Школа садоводства на даче Маразли

В последней четверти XIX столетия активно велась застройка города и районов Большого и Малого Фонтанов. Повсеместно продавались участки, но с одним обязательным условием — хозяева непременно должны были облагородить его зелеными насаждениями.

Дачи в те времена представляли из себя не пятиэтажный дом с шестью сотками, а красивый не вычурный особняк и огромный парк, измерявшийся гектарами. Все это нужно было как-то украшать, обустраивать, за всем этим нужно было следить и ухаживать.

Здания, переданные Г.Г.Маразли для Школы садоводства

Вот что писал «Вестник Садоводства, Плодоводства и Огородничества №50, СПб» в 1886:

«Потребность любителей садоводства в общении и взаимном содействии по вопросам, касающимся нового в крае дела, вызвала в 1884 году основание в Одессе отдела Императорского Российского Общества Садоводства. Молодое Общество встретило неожиданное сочувствие. Минуло лишь два года с его основания, как оно уже считало в своей среде более 300 членов. В правильно повторяющихся зимних собраниях делаются сообщения по различным отраслям садового хозяйства. Весной, летом и осенью члены Общества производят многолюдные экскурсии для осмотра устроенных садов и ознакомления с разводимыми породами, или для взаимного обучения приемам ухода за плодовыми деревьями и т. п.

Бывшая церковь св.пророка Илии. 2013

Одну из главных своих задач Одесское Общество видело, с самого своего возникновения, в учреждении близ Одессы элементарной школы садоводства для подготовки садовников, в которых здесь чувствуется крайний недостаток. В настоящем году Отделу удалось осуществить и это предположение, благодаря, с одной стороны, щедрому содействию своего председателя, Одесского Городского Головы Г.Г.Маразли, предоставившего в распоряжение Общества на 10 лет участок земли в трех верстах от города со сделанными для школы постройками и средствами для их расширения, а с другой – субсидиям, назначенным на содержание училища правительством и городским управлением.

План участка, на котором располагалась Школа садоводства

Несмотря на эти пожертвования и пособия для открытия школы, ее обзаведения и устройства питомников и образцового сада, необходимо было изыскать еще особые средства. С этой целью Правление решило устроить во время цветения роз, 8 июня, на прекрасной приморской даче своего члена С.И.Дунина, публичное гулянье под названием «праздника роз»…

Одесское общество на «Празднике роз»

На празднике перебывали представители всех слоев одесского общества, начиная с высшей администрации и местного high-life’a. Начальник края, генерал Х.Х.Роп, также почтил Общество своим посещением и внимательно осматривал доставленные на выставку предметы. Все наслаждались прекрасным вечером, очаровательной обстановкой и массой окружающих роз.

Праздник принес Обществу 1300 рублей, которые составили важное подспорье для учреждаемого училища садоводства. Независимо от этого материального успеха, отрадное явление составило общее сочувствие гостей к Обществу и его целям, сказавшееся в многочисленных пожертвованиях всякого рода. Это сочувствие дает право надеяться, что садоводство вообще и в частности культура «царицы цветов», под знамя которой был поставлен устроенный праздник, получат в Одессе широкое и плодотворное развитие.

Правление Отдела предполагает устраивать каждую весну такой же «праздник роз» в пользу открываемой школы садоводства, видя в нем одно из лучших и наименее обременительных средств привлечь любителей садоводства к материальному содействию многосторонним нуждам зарождающегося учреждения».

И вот, в конце Малофонтанской дороги, будущего Французского бульвара, на участке, с 1864 года принадлежавшем Григорию Григорьевичу Маразли, городскому голове и известному меценату, была организована Школа Садоводства и огородничества.

Сейчас на этом участке находится санаторий «Одесса».

Территорию и помещение для Школы Садоводства любезно пожертвовал Г.Маразли. На даче к тому же имелись прекрасные плодовый и декоративный сад, огород и питомник. Школа была открыта Одесским Отделом Императорского Российского Общества садоводов 1 октября 1886 года.

Школа садоводства. Кон. XIX века

Читать также  Бархатцы африканские травянистые растения для открытого грунта

Вот отрывок из ежегодного отчета Одесского Императорского Общества Садоводов за 1885 год:

«В этот год Г.Г.Маразли — председатель Общества, сообщил об организации элементарного преподавания важнейших отделов садоводства и огородничества с целью подготовки хороших садовых рабочих на даче его на Малом Фонтане, где им устроено роскошное помещение для приходского училища. Для означенной цели Г.Г.Маразли предоставил в безвозмездное пользование сроком на 10 лет участок земли в кол-ве 5 десятин для учебных целей отдела, а так же кроме помещения для школы, помещение для квартиры учителя садоводства. Приняв с глубокой признательностью предложение Г.Г.Маразли, отдел образовал из всех членов правления и членов Отдела барона Н.А.Витте, Н.И.Штехера и А.Э.Клаусена комиссию как для детального рассмотрения означенного предложения, так и для обсуждения программы преподавания специальных и общих предметов в предполагаемом училище и составлении устава школы….

Григорий Григорьевич Маразли выразил своё полное согласие на открытие школы на изложенных основаниях, и сверх того, выразил готовность, если для нужд училища понадобится возведение каких-либо посадок, кроме существующих, ссудить отделу нужную для того сумму. При составлении устава школы комиссия руководствуется уставом Петровичской школы плодоводства и хмелеводства 2-го разряда в имении г-жи Мышелковой «Петровичи» Минской губернии Бобруйского уезда, в виду того, что означенная школа основана на подобных же условиях, какие Отдел предложил в основание училища на даче Г.Г.Маразли».

Предоставленное Маразли в распоряжение создаваемой школы имущество описывалось так:

«Каменная вокруг всего места ограда, с училищным домом и церковью при оном, со сторожкой и старым зданием. Местность, доставшаяся отделу представляет из себя огромный и дурно обрабатывающийся огород; кое-где ближе к ограде росли редкие породы акации, ясени, немного каштанов и довольно значительное число абрикосовых деревьев».

Здания Школы садоводства: церковь, классы и интернат

Образованный Обществом Отдел принялся за обустройство доставшейся территории:

«Благодаря просвещённому участию известного в городе садовода Г.Г.Штапельберга был спроектирован, и с помощью городского садовника Н.В.Орликова отбит план, утверждённый правлением Отдела. В первый же год был проложен, где нужно, водопровод и произведен перевал в тех частях сада, где предположены были первые посадки. Значительное число пожертвований растениями, поступивших от разных лиц, дало возможность в первый же год привести в исполнение большую часть предположительных посадок».

Входивший в число переданных Школе построек складочный сарай пришел в полную ветхость, и Правление Школы в 1889 году постановило разобрать его. На его месте было построено новое здание, в котором размещались прачечная, сарай, конюшня, мастерская для зимних работ учеников и плодосушильня, которая является необходимым пособием для обучения учеников практическим приемам сушения плодов и овощей.

Сушильня для овощей и фруктов в одесской Школе садоводства

Средства на сооружение этого нового здания предоставил в распоряжение Школы владелец дачи Григорий Маразли.

Бывшее здание сушильни одесской Школы садоводства. 2013

Однако сразу стало ясно, что имеющихся помещений для Школы мало, необходимо было выстроить новое. Отчет по Школе за 1887 год сообщал:

«В гораздо большем затруднении оказался Отдел относительно постановки училища на надлежащее положение. С первой же весны выяснилась необходимость отыскать средства к сооружению особого здания для помещения будущих учеников-интернов, так как в имеющемся корпусе могли быть помещены только 5 воспитанников, и то лишь благодаря готовности управляющего школой Н.Ф.Карпова уступить для этих интернов часть своей квартиры. В нижнем этаже помещался учитель общеобразовательных классов и самый класс. Подвальный же этаж имел хозяйственное назначение — составленный архитектором Николаем Константиновичем Толвинским план был приведен в исполнение подрядно-хозяйственным способом особой строительной комиссией, состоящей из попечителя школы барона Н.А.Витте (родственник будущего Премьер-Министра), член правления С.О.Дунина и управляющий школой Карпова.

Архитектор Николай Константинович Толвинский

К осени 1887г., т.е. к самому началу учебного года новое здание было окончательно готово.

Интернат при Школе садоводства. Проект

Здание это двухэтажное, оно может вместить до 24 воспитанников и имеет прекрасные дортуары, столовую с запасной комнатой, кухню с двумя комнатами, две квартиры для управляющего и учителя и комнату для надзирателя.

Интернат при Школе садоводства. Проект

Сообщение верхнего этажа с нижним производится по теплой и удобной лестнице.

Интернат при Школе садоводства. Проект

Дом украшен тремя террасами и в архитектурном отношении исполненными весьма изящно».

Интернат при Школе садоводства. Проект

Здание получилось очень красивым:

Интернат при Школе садоводства

К сожалению, время не пощадило здание интерната, и сейчас его можно узнать только при большом воображении.

Здание бывшего интерната Школы садоводства. 2013

Ко времени окончания строительства три уездных земства Херсонской губернии (Одесское, Ананьевское, Тираспольское) и Одесское Городское управление изъявили согласие ассигновать необходимые средства для содержания в школе 18 стипендиатов. Сверх того определены 5 частных стипендиатов.

Таким образом Школа Садоводства была рассчитана на 24 воспитанника и её обеспечение субсидировалось Министерством Государственных Имуществ, средствами города (который кроме содержания 10 стипендиатов ассигнует ещё на общеобразовательный класс 1970 руб. в год) и трёх земств Херсонской губернии.

Питомник одесской Школы садоводства

Общий итог годового прихода с платой от частных стипендиатов определился со второго года существования училища более чем в 7 тыс.руб.

В приготовительном классе преподавались следующие предметы:
— Закон Божий,
— Русский язык,
— Арифметика,
— Учение о полезных и вредных животных,
— Чистописание,
— Пение.

Читать также  Креветки на гриле рецепт маринада

В Специальном классе предметов было больше:
— Закон Божий,
— Русский язык,
— Арифметика,
— Естествознание,
— Физика,
— Садоводство и огородничество,
— Землемерие,
— Письмо,
— Пение.

В Отчете о деятельности Школы Садоводства за 1899 год упомянуты 4 здания (включая для сторожа), а также отдельное помещение для конюшни и склада дров и угля.

Интересны правила, действовавшие в Школе:

«Как для достижения гигиенических условий, так равно и для поддержания соответственной чистоты в спальнях, вход ученикам в спальни в течении дня воспрещается. Зимой ученики ложатся спать в 10 вечера, встают в 6 часов и после общей молитвы, в 7 часов выходят на работу; летом ложатся тоже в 10, но встают в 5 часов и на работы выходят в 6 часов. В течении дня ученикам отпускается 4 раза пища в следующем порядке – утром в 8 часов чай с хлебом, в 12 часов — обед состоящий из 2-х блюд, из коих одно обязательно мясное; в 4 часа полдник, в 7 1/2 часов вечера ужин, состоящий из жидкой каши с маслом и салом. В общем пища отпускается ученикам не изысканная, но здоровая и сытная, приготовленная из свежих продуктов, закупаемых ежедневно на рынке.

Сторожка у входа на территорию Школы садоводства. Нач. XX века

В отношении одежды учеников в Одесской Школе принята форма, присвоенная всем садовым училищам, подведомственным Мин.Гос.Имуществ. Зимой ученику выдается куртка и брюки из болгарского сукна,суконная шинель и суконная же фуражка с гербом г.Одессы и надписью «О.Ш.С». Летом, в замен зимнего платья выдается парусиновое, состоящее из 2-х блуз, 2 пар брюк и парусиновой фуражки; кроме того, каждому ученику на год выдается 3 пары сапог. В спальне ученику полагается железная кровать с соломенным матрацем и такой же подушкой, 2 смены спального белья, 2 утиральника, баковое одеяло и шкафик для хранения учебных пособий. Зимой ученики бывают в бане раз в 2 недели, летом они используют морские купания.

Сторожка у входа в санаторий «Одесса». 1970-е

В свободное от занятий время воспитанники занимаются чтением, играми и гимнастикой, для которой имеются во дворе школы все необходимые приспособления. В праздничные дни воспитанники, имеющие в Одессе родных или опекунов, пользуются отпуском, когда они не назначены дежурными в саду.

В 1892 году один ученик обходился Школе 104.84 коп; в эту сумму входят 68.74 коп. на продовольствие и 36 р. 10 копеек на обмундировку. Взималось же с учеников-интернов 150 рублей, разница, составлявшая 45 р. 16 коп. шла на освещение, отопление, наем прислуги, обучение и учебные пособия».

Одесская Школа садоводства (слева) в период превращения Малофонтанской дороги в Французский бульвар

Библиотека школы состояла из 230 названий в 496 томах; выписывались 9 периодических изданий, из которых 5 – специальных по садоводству и сельскому хозяйству, и 4 для детского чтения. Из прочих учебных пособий имеются : атласы, гербарий, коллекция 224 помологических моделей Дюрфельда; коллекция вредных насекомых и микроскоп.

В 1894 году в Школе училось 34 ученика — вместо плановых 24. Социальный состав был следующий — мещан – 41.17%; крестьян – 26.47%; детей чиновников – 5.88%; военного звания – 5.88%; иностранцев – 5.88%; купцов – 2.94%, духовного звания – 2.94% и дворян – 8.82%. Неграмотных – 2.94%.

Ученики конечно были хорошие, но и без проступков не обходились. Все они фиксировались в особый журнал и заносились в ежегодные отчеты Школы. Так, например в 1895 году наиболее важные проступки выглядели так: — небрежное выполнение практических работ- 5, запаздывание из отпуска – 12, курение табаку в жилых помещениях – 7, леность на работе – 3, грубость и ослушание – 4, неуважение к старшим – 3, неопрятное содержание школьного имущества и умышленная порча его – 9, не исправное посещение церкви без уважительных причин – 5. Надо сказать, что одним средств к наказанию в распоряжении преподавателей был некоторое время карцер, но к 1899 году он уже не упоминается.

В целом деятельность Школы была достаточно успешной. При Школе даже открыли бесплатные курсы по Садоводству. Однако Школу, на протяжении всей ее деятельности, преследовала одна большая проблема — нехватка средств. Те пожертвования, которые ежегодно вносили земства и Одесса, а также плата взимаемая с учеников, были недостаточны для нормального развития Школы. Не то что недостаточны, а их просто не хватало.

Интерны одесской Школы садоводства на практике. Нач. XX века

Тут нужно сказать, что Григорий Маразли, несмотря на упомянутую выше «безвозмездность» передал Школе землю и постройки не совсем безвозмездно — по заключенному им договору, на капитал, затраченный владельцем на постройку помещений для школы, Отдел Общества Садоводства, управлявший Школой, обязался выплачивать Г.Г.Маразли по 5% годовых (в некоторых источниках указаны 6%), что в деньгах составляло 945 р. в год. Надо сказать что руководство школы принимало меры, чтобы найти выход из ситуации — например устраивались благотворительные мероприятия в виде гуляний, праздников, на которых что-то продавалось и сбор от этого шел на содержание Школы. Однако сборы были малыми, а иногда и вообще отрицательными.

Читать также  Голландская технология выращивания белых грибов

Все это привело к тлеющему конфликту с Григорием Маразли, так как школа перестала выплачивать ему положенные 945 рублей в год. Когда задолженность превысила 3000, стало ясно, что Школе, как бы мы это сейчас сказали «пора»…

Фонтан у Школы садоводства. 1970-е

Однако городские власти не дали Школе пропасть и в ответ на ходатайство о предоставлении безвозмездно Школе земли, Городская дума 14 декабря 1899 года издала постановление отвести в пользование Отдела участок городской земли мерою в 7 десятин 277 кв. саженей из площади бывших салотопильных заводов, рядом с хутором Санценбахера, для постройки в этом месте здания школы и устройства сада. Землю отвели в безвозмездное пользование Отдела, но в случае закрытия школы или прекращения деятельности Отдела земля должна была перейти в собственность Города. В 1902 году, взамен этих 7 десятин, Гор. Дума отвела 18 десятин по Тираспольской дороге.

Итак, с 1900 года дача вновь была в распоряжении Григория Григорьевича, однако недолго — в 1907 году он умер. Его владения унаследовали не прямые наследники, поскольку таковых не было, а ближайшие родственники. Среди них был и барон Георгий Владимирович Фредерикс. Впрочем, на момент смерти Маразли это был молодой человек 17 лет, поэтому ему был назначен опекун, его старший брат Владимир, окончивший Императорский Пажеский корпус и на тот момент бывший корнетом Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка.

На этой фотографии видна надпись над церковью — «Любящий любимым».

Церковь св.пророка Илии на даче Фредерикс-Маразли

Логично предположить, что эта фотография сделана после возвращения дачи в распоряжение семьи Маразли и кто-то из них решил сделать в церкви семейную усыпальницу.

Школа современного дачника

Уважаемые садоводы, приглашаем вас пройти обучение в «Школе современного дачника»

Занятия проводят руководители Центров Природного Земледелия «Сияние» в вашем городе. Наш опыт выращивания растений методами природного земледелия более 12 лет.

Нам интересны новые технологии в садоводстве, которые мы испытываем на своих садовых участках в различных климатических условиях России и Белоруссии, и наиболее интересные и проверенные рекомендуем вам.

В частности, мы проверяли действие методов природного земледелия, приемы агротехники садовых культур, а также разные виды садовой продукции. Проверку действия мы делали в ходе экспериментов, когда часть растений выращивали одним способом (контроль), а часть другим, проверяемым (опыт).

Все результаты наших экспериментов мы подробно фотографируем и снимаем на видео. Поэтому мы даем рекомендации, которые подтверждены практикой в сравнении.

Такой объем полезной информации по садоводству на базе экспериментов вы можете получить только у нас.

На наших занятиях вы научитесь:

  • Выращивать любые садовые культуры без перекопки земли и лишних трудозатрат в любых климатических условиях,
  • Правильному использованию для повышения урожайности и степени декоративности растений органики, биопрепаратов и методов агротехники природного земледелия вместо минеральных удобрений и ядохимикатов, отравляющих нас и нашу землю.

Садовод с любым уровнем знаний найдёт интересную для себя информацию на наших занятиях.

Наша «Школа современного дачника» включает четыре направления обучения садоводов. Выбирайте, что вам интереснее:

1. Основной курс «Как вырастить богатый и здоровый урожай методами природного земледелия».

Эти семинары будут интересны садоводам, которые еще не знакомы с азами природного земледелия и ранее не посещали наши семинары. Семинары проводятся с применением видеопроектора.

А) Применение органики: компост, мульча, сидераты.

Б) Минимальная обработка почвы.

В) Методы создания условий развития растений (защита растений биологическими способами, теплые грядки, утепление и обогрев грунта, аккумуляторы тепла, теплицы, поливочные системы, защита от ветра и т.д.).

2. Курс «Садовые культуры».

Эти семинары посвящены особенностям агротехники выращивания различных садовых культур в вашем регионе методами природного земледелия. Семинары проводятся с применением видеопроектора.

А) Выращивание овощей (томаты, перцы, баклажаны, огурцы, картофель, арбузы, дыни, кабачки, капуста, зелень, земляника и т.д.).

Б) Выращивание плодовых деревьев и ягодных кустарников.

В) Выращивание декоративных деревьев и кустарников, а также многолетников.

Г) Выращивание европейский роз.

3. Садовая видеошкола

В ней мы размещаем видеоуроки, в которых вы можете наглядно увидеть действие садовых технологий, о которых мы рассказываем на наших семинарах. Кроме этого можете посмотреть истории садоводов, которые применяли на своих садовых участках методы природного земледелия. Там же есть репортажи об урожаях, которые можно вырастить без химии и перекопки почвы. Для любителей красоты в садовой видеошколе мы размещаем видеозарисовки о сортах декоративных культур. А также публикуем видеообзоры разной садовой продукции.

4. Практические занятия: Мастер – классы.

При участии в мастер-классе вы не только услышите, но и увидите, а даже сами сможете сделать. Например, во время практического занятия по здоровому питанию вы сможете принять участие в сушке овощей и фруктов, получения проростков, а также продегустировать это здоровое питание.

Расписание и тематику курсов и мастер — классов уточняйте в Центре Природного Земледелия «Сияние» ВАШЕГО города.
На сайте sianie1.ru или в Центрах Природного земледелия «Сияние» вашего города вы можете записаться на интересные для вас семинары УЖЕ СЕЙЧАС!

Автор записи: sisadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *