В декоративной отделке бондарных изделий наиболее широко использовали плосковыемчатую резьбу. Каждый ее узор или другое изображение образуется из многочисленных выемок самой различной формы. Плосковыемчатая резьба делится на геометрическую (трехгранно-выемчатую и скобчатую) и контурную.
Трехгранно-выемчатая резьба
Хотя геометрическая трехгранно-выемчатая резьба отличается простотой исполнения, узоры, выполненные в этой технике, могут соперничать порой с тончайшими кружевами. Как самые простые, так и сложные узоры трехгранно-выемчатой резьбы состоят из треугольников, трапеций, квадратов и ромбов.
Иногда одна-две, а то и все стороны этих геометрических фигур могут быть заменены дугами. Имея в своем распоряжении не очень-то богатый набор геометрических элементов, народные мастера проявляли чудеса изобретательности, добиваясь богатого разнообразия орнаментальных композиций. В каждом орнаменте они умели добиться гармонии и соразмерности всех его элементов.
Самый распространенный элемент геометрической или трехгранно-выемчатой резьбы — треугольник. Он и дал второе название геометрической резьбе. Ведь даже используя только одни треугольники, можно создать сложнейшую композицию. Для выполнения трехгранно-выемчатой резьбы требуются самые простейшие инструменты: циркуль и линейка для разметки рисунка и плоский резец со скошенным лезвием — нож-косяк.
Прежде чем приступить к декорированию готовых бондарных изделий, следует потренироваться в выполнении простейших элементов резьбы на отдельной доске. Старые резчики, имеющие большой опыт, выполняют резьбу без предварительной разработки эскиза. Возможность импровизировать им дают многочисленные варианты узоров, которые опытный мастер держит в голове.
Трехгранно-выемчатая резьба:
1 — различные элементы трехгранно-выемчатой резьбы (а — квадраты; б — треугольники; в — витейка; г — звездочки; д — змейка; е — елочки; ж — чешуйки; з — розетки); 2 — последовательность выполнения одного из элементов резьбы (а — разметка; б — накалывание; в — подрезка); 3 — бондарная кружка и разделочная доска, декорированные трехгранно-выемчатой резьбой
Следует помнить, что ошибки в резьбе исправить практически невозможно. Поэтому, чтобы работать наверняка, необходимо на бумаге вычертить эскиз узора в натуральную величину. Если в узоре есть повторяющиеся части (так называемые раппорты), то достаточно нарисовать только лишь раппорт. Его переводят на изделие, прикладывая последовательно на поверхность древесины, пока не образуется полный узор или орнамент. Эскиз узора, орнамента или же их раппорты вычерчивают в натуральную величину, а затем переводят на дерево через копировальную бумагу.
Суть трехгранно-выемчатой резьбы состоит в том, что в древесине ножом-косяком вырезают разнообразные углубления, имеющие форму пирамидок — трехгранных, четырехгранных и т. п. Поскольку приемы вырезания всех элементе резьбы одинаковы, достаточно рассмотреть их на примере самого распространенного элемента — треугольника. Процесс выполнения пирамидального углубления делится на два этапа: надрезку и подрезку. Надрезку производят в такой последовательности. В середине треугольника наносят карандашом точку, в которую ставят носик ножа-косяка так, чтобы его пятка была направлена к одной из вершин треугольника.
Располагая ручку косяка строго вертикально, нажимают на нее с таким усилием, чтобы носик вошел в древесину на глубину 2—3 мм, а пятка лишь коснулась слегка вершины треугольника. После того как косяк будет приподнят, в древесине останется четкий надрез. Таким же способом в направлении от середины к вершинам делают другие надрезы. Выполняя очередную надрезку, дощечку каждый раз поворачивают на 120°, а нож- косяк лишь слегка приподнимают, не меняя его положения в руке.
Приступая к выполнению подрезки, нож-косяк ставят в вершину треугольника и наклоняют к поверхности доски под углом 30°. Затем лезвие косяка ведут вдоль одной из сторон треугольника, углубляя его до тех пор, пока носик не окажется в середине (т. е. на глубине 2—3 мм). Затем, продолжая продвигать лезвие вдоль этой же стороны, носик постепенно выводят на поверхность в соседней вершине треугольника. Если подрезка выполнена по всем правилам, то от доски без усилий отделится треугольная пирамидка. Таким же способом срезают остальные две пирамидки. В итоге в доске будет вырезано углубление, имеющее форму трехгранной пирамиды. Именно из таких и подобных им углублений и состоит геометрическая трехгранно-выемчатая резьба.
Скобчатая, или ногтевидная, резьба
Другая разновидность геометрической резьбы — скобчатая. Она менее древняя, чем трехгранно-выемчатая. Возможно, это объясняется тем, что основной инструмент, которым выполняют скобчатую резьбу (полукруглая стамеска), появился значительно позже ножа. Если вдавить в древесину лезвие полукруглой желобчатой стамески, на ее поверхности появится надрез в виде скобы. Форма надрезов и дала название скобчатой резьбе. На мягкой древесине ногтем можно сделать неглубокую вмятину, похожую на надрез полукруглой стамески. Отсюда и другое название скобчатой резьбы — ногтевидная.
Все элементы скобчатой, или ногтевидной, резьбы (даже входящие в самую сложную орнаментальную композицию) выполняют двумя приемами, следующими один за другим: надрезкой и подрезкой. Надрезка осуществляется полукруглой стамеской или резцом с полукруглым лезвием. Стамеску ставят перпендикулярно поверхности доски и с достаточно большим усилием нажимают на рукоятку. Если от полукруглой стамески на поверхности дерева остается прорезь в форме скобы, то от плоской стамески с полукруглым лезвием — в виде прямой линии. Однако внутри прямой надрез тоже будет иметь полукруглую форму, которая станет явной после выполнения подрезки.
Скобчатая резьба:
1 — последовательность вырезания элемента скобчатой резьбы с помощью плоских и желобчатых стамесок (а — насечка или надрезка; б — подрезка); 2 — разнообразные элементы скобчатой резьбы; 3 — карандашница, украшенная скобчатой резьбой
Рисунок будущего узора определяется расположением надре- зок на плоскости деревянной детали. Линию из надрезок в виде волны можно легко получить, если поворачивать стамеску поочередно то в одну, то в другую сторону. Ногтевидные надрезы можно также расположить по кругу выпуклой стороной внутрь или наоборот. Вращая стамеску вокруг своей оси, получают нарезку в виде круга, который может служить основой декоративной розетки. А сочетая прямые и ногтевидные нарезки в определенной последовательности, можно добиться огромного разнообразия орнаментальных мотивов. Если точно известно, каков будет орнамент после завершения резьбы, надрезку можно выполнить сразу на всех его участках и лишь затем приступить к подрезке. Но сначала к рабочему столу или к верстаку тонкими гвоздями прибивают планку-державку, в которую будет упираться деталь бондарной посуды.
Расположив стамеску под острым углом к поверхности детали, лезвие осторожно продвигают в сторону надреза. При этом не забывают слегка поворачивать стамеску вокруг оси. Этот прием не только облегчает продвижение стамески, но и делает его более точным. Когда лезвие стамески коснется плоскости надреза, от поверхности древесины легко отделится кусочек дерева ногтевид- ной формы. Подрезка всех остальных элементов осуществляется в той же последовательности.
Плавные скругленные линии скобчатой резьбы с мягкими переходами светотеней в желобчатых выемках как нельзя лучше сочетаются с округлой формой бондарной посуды.
Контурная резьба
Само название этой разновидности плосковыемчатой резьбы говорит о том, что основа ее — контурный рисунок* напоминающий гравировку. Такая резьба была широко распространена уже в X веке. Для нее характерна четкость линий. Резьба дает возможность наносить на поверхность деревянных изделий не только геометрические и растительные узоры, но и изображения людей, животных, зданий и любых других объектов окружающего нас мира.
Контурную резьбу нередко сочетали с другими видами, например со скобчатой резьбой. В прошлом контурно-скобчатой резьбой украшали знаменитые ярославские прялки. На севере на вырубленных из березы лопатках вырезали узорчатые терема, в которых изображали сцены чаепития, а то и праздничного застолья, а вне теремов — прогулки и катанья на санях. Словом, контурной резьбе посильны даже сложные многофигурные сюжеты.
Контурная резьба:
1 — последовательность выполнения контурной резьбы (а — надрезка или наколка; б — подрезка); 2 — образцы контурной резьбы
Каждый элемент контурной резьбы представляет собой двухгранную выемку, или порезку, которую выполняют ножом-косяком или резаком. Выполняют ее двумя последовательными приемами: надрезкой и подрезкой. Сначала контуры рисунка надрезают.
Установленный на контуре резак слегка наклоняют к поверхности украшаемого изделия и, углубив его кончик в древесину (приблизительно на 1,5—2 мм), продвигают на себя. Давление на инструмент должно быть постоянным. Это обеспечивает одинаковую глубину надрезки на всех участках узора.
Затем выполняют подрезку. Резак так же ведут на себя, но только наклонив в противоположную сторону (в сторону фона). Если подрезка выполняется с достаточной точностью, то от украшаемого резьбой изделия будут отделяться стружки, имеющие форму трехгранных призмочек.
Трехгранно-выемчатая резьба
Декоративная композиция. Фрагмент. Современная работа
Многие простые обиходные вещи, сработанные из неброской осиновой, липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, если бы искусные руки деревенского мастера не украсили их изящной резьбой, способной подчас соперничать с тончайшими кружевами. С прикосновением резца к древесине происходило чудесное преображение вещи. Солоницы, чаши, ковши, прялки, вальки, дуги, сани, мебель и архитектурные элементы избы (наличники и причелины) становились высокохудожественными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Для украшения бытовых предметов народные мастера наиболее часто применяли геометрическую резьбу: трехгранно-выемчатую и скобчатую, сочетая их иногда с контурными порезками.
Трехгранно-выемчатая резьба – самый древний вид геометрической резьбы – была самой распространенной, что вполне понятно: ведь единственный инструмент, с помощью которого она выполнялась, обычный нож, был всегда под рукой.
Лучшим материалом для трехгранно-выемчатой резьбы считается мягкая древесина лиственных пород – липы, ольхи и осины. Древесина этих деревьев однородная и прекрасно режется во всех направлениях. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания древесины вдоль волокон. После высыхания она становится прочной и не коробится.
Классический материал для резьбы – липа. Из нее режут игрушки и скульптуру. Липа – излюбленный материал не только у резчиков, но и у токарей по дереву, бондарей, столяров. Древесина липы белого цвета, иногда слегка розоватая. Хорошо просушенная и выдержанная, она со временем приобретает медово-золотистый оттенок. Легкая, мягкая, вязкая древесина липы мало растрескивается и почти не усыхает.
Своеобразна древесина ольхи, имеющая красноватый оттенок – цвет редкий для деревьев средней полосы.
У осины ослепительно белая древесина, причем эту белизну изделие из нее сохраняет много лет. Легкая и прочная, осина прекрасно обрабатывается и устойчива против гниения, поэтому в старину делали из нее дранку для крыши, срубы колодцев и различную кухонную утварь.
Серебристо-серая древесина березы плотнее и прочнее, чем липы, ольхи и осины. Обрабатывать ее несколько сложнее, но зато она наиболее пригодна для выполнения тонкой резьбы. Режется береза без сколов, одинаково во всех направлениях.
Изготовление ножа-косяка
Совсем миниатюрную резьбу выполняют из древесины самшита, груши, яблони и клена. Древесина этих деревьев по плотности и твердости приближается к слоновой кости.
Из древесины хвойных пород можно выполнять только резьбу с крупными элементами. На резьбе с мелкими элементами годичные слои будут зрительно искажать форму рельефа. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон, поэтому древесину сосны применяли в основном для резных украшений крестьянских изб.
Годичные слои ели менее резко выражены, чем у сосны. На севере России в лесных районах из елового ствола с отходящим от него под прямым углом корнем вырубали прялки-корневушки, лопаски которых богато украшали резьбой.
Последовательность операций при трехгранно-выемчатой резьбе: а – разметка, б – накалывание, в – подрезка
Пробовать свои силы в резьбе нужно, конечно, на мягкой древесине лиственных пород. Инструмент понадобится один – нож-косяк. Хороший нож может получиться из ножовочного полотна. Ручку для него изготовьте из двух тонких дощечек бука, дуба или березы. В одной из пластинок выдолбите специальное гнездо и вставьте в него конец ножовочного полотна так, чтобы плоскость полотна была заподлицо с плоскостью дощечки. Обе дощечки смажьте столярным клеем и, соединив, высушите под прессом. Затем из склеенных дощечек выстрогайте удобную рукоять косяка. Лезвие косяка заточите под углом 60° к продольной оси.
Еще быстрее нож можно сделать из стамески или из ножа хорошей стали.
Плохо заточенный нож мнет, а не режет древесину. Резьба от этого имеет неряшливый, малопривлекательный вид. Даже отлично составленная композиция узора может быть загублена плохим исполнением, поэтому работать нужно только хорошо заточенным косяком. Сперва косяк затачивают на наждачном круге, затем правят на бруске-микрокорунде. Некоторые резчики правят свои инструменты на липовом бруске, на который наносят слой полировочной пасты.
Старые мастера выполняли резьбу чаще всего без эскиза, постоянно импровизируя. Такой метод работы под силу только опытному мастеру. Начинающему же лучше всего осваивать рузьбу с эскиза, тем более если он не собирается ограничиваться копированием чужих работ.
Эскиз выполняется в натуральную величину на листе плотной бумаги. Для его выполнения потребуется циркуль, карандаш и линейка.
Элементы, составляющие композицию трехгранно-выемчатой резьбы,- треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы. Имея в своем арсенале этот скупой набор геометрических элементов, народные мастера умели составлять композиции, которые удивляют разнообразием рисунка. Интересно и то, что сложнейшие композиции резьбы не нарушают форму предмета, а органически вписываются в него.
Для начала попробуйте составить эскиз рисунка для небольшой разделочной доски. В хозяйственных магазинах продаются разделочные доски разной величины – их, как правило, делают из липы, березы и осины. Вычертите на листе бумаги контуры доски в натуральную величину, карандашом проведите среднюю линию и найдите центр. При центровой композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Вначале прочерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую фигуру на отдельные элементы. Готовый рисунок переводят на доску через копировальную бумагу.
Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова, поэтому достаточно рассмотреть ее на примере одного элемента, например треугольника. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. На середину треугольника нанесите точку. Носик ножа поставьте в эту точку, располагая рукоятку строго вертикально. Пятка ножа должна быть направлена к одной из вершин треугольника. С усилием нажмите на рукоятку так, чтобы носик на 2-3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки сделайте накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивайте доску, а не нож. После накалывания приступайте к подрезке. В зависимости от глубины резьбы держите косяк под углом 45-30° к поверхности доски, поставьте его в вершину треугольника и медленно ведите острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2-3 мм. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводите носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120°, сделайте следующую подрезку и извлеките вторую пирамидку, а при очередной подрезке – третью, последнюю. Так выбираются все элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Различные элементы трехгранно-выемчатой резьбы
Если вы, начав работу, увидите, что не все получается так, как хотелось бы, потренируйтесь на отдельной дощечке, затем снова вернитесь к разделочной доске.
Впоследствии, когда будет достигнута высокая точность исполнения, перейдите к орнаментированию более сложных изделий, например: шкатулки, ступки, солонки, подсвечника.
Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. В некоторых случаях резьбу можно тонировать и подкрашивать.
Придать изделию цвет старого дерева можно с помощью протравы, приготовленной из уксуса. Положите в уксус куски стальной проволоки или гвозди. Через несколько суток разбавьте его водой, после чего наносите раствор на поверхность древесины кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной рукоятке. Перед этим не забудьте надеть резиновые перчатки.
Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифуйте наждачной бумагой. При этом выступающие элементы светлеют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.
Плосковыемчатая резьба
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность,
украшаемая изделие или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки.
В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть
контурной, геометрической или скобчатой.
Виды плосковыемчатой резьбы
1. Контурная резьба
Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Она представляет собой линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломанных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины.
Выполняется резьба в два приема:
1-Надрезка. Установленный на контуре резак слегка наклоняют к поверхности рисунка, и углубив его кончик на 1,5-2 мм режут на себя.
2- Подрезка. Резак под наклоном в противоположную сторону также ведут на себя. В результате получается выемка в форме треугольника (рис. 1).
Рис. 1. Последовательность выполнение контурной резьбы:
а- надрезка; в – подрезка
Рис. 2. Тумба украшенная контурной резьбой
Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций (рис. 3.).
Рис. 3. Элементы и изделия украшенные контурной резьбой
Контурная резьба позволяет наносить не только геометрические и растительные орнаменты, но и изображение людей, животных, различные сюжетные композиции.
Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят широкое применение для декоративного оформления изделий из древесины.
Для выполнения контурной резьбы наиболее подходят породы: : липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы практически не применяются из-за активно выраженной текстуры.
Для выполнения контурной резьбы применяют: ножи-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески.
2. Геометрическая резьба (трехгранно-выемчатая)
Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определенном освещении хорошо украшают различные изделия. Основные элементы геометрической резьбы это двух, трех, четырехгранные, клиновидные выемки разной конфигурации, глубины и ширины. Основные элементы геометрической резьбы: сколышки, треугольники, ромбы составляющие ленточный орнамент, различные розетки.
Элементы геометрической резьбы
Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которых образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз. Кроме трехгранных используют двухгранные, четырехгранные и многогранные выемки с прямыми или изогнутыми сторонами (см. табл.)
Основные элементы геометрической резьбы
Сочетание и повторение этих элементов создают множество вариантов разнообразных орнаментов (см. табл.)
Орнаменты геометрической резьбы
а – с сиянием, б – с изогнутыми лучами,
в – шестилепестковая розетка
Пример композиции из геометрических орнаментов
Рис. 4. Композиция из геометрических орнаментов
Кроме простых геометрических композиций из простых элементов можно формировать анималистические, растительные и другие изображения (рис. 5).
Рис. 5. Анималистическое изображение из геометрических элементов
Техника выполнения геометрической резьбы
Многие элементы геометрической резьбы, особенно это касается различных розеток, необходимо резать в разных направлениях, поэтому во время работы приходится постоянно вращать заготовку. Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или специальном приспособлении (рис. 6).
Рис. 6. Вращающиеся приспособление для закрепления заготовок:
1 – фиксатор, 2 – вращающиеся диск, 3 – заготовка, 4 – струбцины, 5 – ребра жесткости диска, 6 – подкладки, 7- столешница
Перед тем, как приступить к резьбе по дереву, необходимо четко знать, как правильно держать режущий инструмент. От этого зависит не только качество резьбы, но и безопасность работы. Способы правильного захвата инструмента представлены на рисунках.
Рис. 7. Захват ножа-косяка при резьбе на себя 1 способ
Рис. 8. Захват ножа-косяка при резьбе на себя 2 способ
Рис. 9. Захват ножа-косяка при резьбе от себя
Резьба трехгранных выемок – равносторонних треугольников с углублениями в центре.
1. Разметить при помощи линейки и карандаша будущий орнамент.
2. Определить положение орнамента на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы определить направление реза.
3. Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра к вершинам.
4. Срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, нож-косяк при этом держат под наклоном (рис. 10)
Рис. 10. Резьба трехгранных выемок
Резьба розетки с «сиянием». Эта розетка состоит из равнобедренных треугольников в виде лучей, вписанных в окружность, деленную на 6,8,10 и более частей.
- Разметить розетку с помощью линейки, циркуля и карандаша.
- Накалывание линии ножом-косяком по средним линиям треугольников от заданного центра к вершинам.
- Срезание боковых граней, учитывая направление волокон.
Красота узора розетки зависит от точности выполнения резьбы: грани лучей должны быть прямыми и четкими, ширина и глубина лучей одинаковыми.
Рис. 11. Резьба розетки
3. Скобчатая резьба
Скобчатая резьба является разновидностью геометрической, древесина накалывается полукруглой или плоской стамеской с кругленными краями и подрезается ножом-косяком или полукруглой стамеской. След от лезвия стамески на поверхности древесины похож на скобу или ноготь, поэтому скобчатую резьбу называют иногда ногтевидной.
Рис. 12. Технология выполнение скобчатой резьбы
Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, розетки, геометрические фигуры и как элементы рельефной и скульптурной резьбы.
В чаще всего в технике скобчатой резьбы украшают изделия по контуру или выполняют чешуйчатый орнамент.
Рис. 13. Элементы скобчатой резьбы
1. Буриков В. Г., Власов В.Н.
Домовая резьба-М.: Нива Росси совместно с Компанией «Евразийский регион», 1993-352 с.
2. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Издательство «Народное творчество», 2002. – 136 с.: ил.
3. Федотов Г.Я. Бондарное дело.-М.: Культура и традиции, 2000.-248 с.:ил.