Из какого дерева делают поделки

–> –>

–>
Точение [17]
Резьба [42]
Спички [16]
Поделки из дерева [184]

–>

–> –>

–>Часы –>
–> –>

–> –>

–> –>

–> –>

–>Релаксация –>
–>

–>

–> –>

–>

–>

В этой статье я расскажу про древесину и ее виды.

Как мы все знаем, без древесины невозможно сделать поделку. В наше время известно, очень много пород древесины, которые разные по качеству, твердости, мягкости, цвету, свойствам и т.д.

Древесина может реагировать на климатические условия. К примеру, если вы храните фанеру в теплом, не проветриваемом помещении, то фанера ухудшается со временем.

Древесина состоит из вытянутых тонких клеток, подобных соломинкам, которые проводят воду с растворенными минеральными веществами от корней к листьям, где на свету образуются органические вещества, необходимые для роста дерева. Древесина каждой породы имеет клетки, характерно расположенные только у нее.

Древесина бывает мягкой и твердой.

Мягкая древесина — это древесина, которая представляет, из себя вечнозеленые хвойные деревья. Она обычно мягче и дешевле твердой древесины, поскольку хвойные деревья растут быстрее. Мягкая древесина распространена в мебельном производстве и является сырьем для изготовления бумаги. Из мягкой древесины делают шпоны, затем фанеру, ну а мы, в свою очередь выпиливаем из фанеры поделки.

Твердая древесина — это так называемые широколиственные породы деревьев. Она дорогая, т.к. твердая древесина плотнее мягкой, изделия из нее прочны и долговечны. Вот поэтому такая древесина ценится в столярном деле.

В Советское время древесина делилась на две группы: «Хвойные» и «Лиственные».

Хвойные — считались мягкой породой.
Лиственные — относились к твердым породам.

Виды древесины:

1. Сосна (мягкая порода)

Существует много разновидностей сосны, повсеместно используемой в строительстве и для изготовления некоторых видов мебели.

2. Красное дерево (твердая порода)

Породы, произрастающие в Гондурасе и Африке, широко используются в мебельном производстве, обычно в виде шпона.

3. Вяз (твердая порода)

Хороший материал общего назначения, используемый в судостроении, в качестве конструкционного материала и для токарных работ.

4. Кедр (мягкая порода)

Легкая и прочная древесина кедра со временем со временем становится серой. Применяется для изготовления лестниц, оконных рам.

5. Пихта дугласова, или по другому Лжетсуга (мягкая порода)

Очень высокие деревья, древесина которых используется в качестве конструкционного материала, в мебельном и фанерном производствах.

6. Бук (твердая порода)

Замечательная мелко волокнистая древесина бука пригодна для изготовления мебели, для токарных работ, производства игрушек, но не для изделий, используемых на открытом воздухе.

7. Дуб (твердая порода)

Очень прочная и долговечная древесина дуба необходима для строительных работ и при изготовлении мебели.

8. Чинара (твердая порода)

Светлая древесина. Используемая при изготовлении мебели и мелких деталей, например токарных изделий.

9. Тик (твердая порода)

Тяжелая и долговечная древесина тика используется в столярно — мебельном производстве и в судостроении.

10. Береза (твердая порода)

Умеренно твердая древесина березы широко используется в столярно — мебельном производстве.

11. Мореный дуб (твердая порода)

Мореный европейский дуб, имеющий коричневый цвет, очень ценится как облицовочный материал для мебели.

12. Черное дерево (твердая порода)

Имеет чрезвычайно твердую и дорогую древесину. Используется при изготовлении клавишей для музыкальных инструментов, шахматных фигур и т.п.

13. Лиственница (мягкая порода)

Умеренно мягкая древесина лиственницы используется как в мебельном производстве, так и для изготовления свай, столбов, шпал, полов.

14. Орех черный (твердая порода)

Отличный материал для изготовления мебели и токарных изделий.

15. Ясень (твердая порода)

Очень твердая и прочная древесина ясеня используется для изготовления рукояток инструментов, спортивного инвентаря. Отличный материал для токарных работ.

16. Афромозия (твердая порода)

Произрастает в Западной Африке. Применяется при изготовлении мебели. Иногда морится под красное дерево.

17. Клен серебристый (твердая порода)

Часть древесины клена с отметинами от недоразвитых веток используется в виде шпона.

18. Липа американская (твердая порода)

Легкая твердая древесина. Используется для изготовления футляров, игрушек, некоторых видов мебели.

19. Энтандрофрагма (твердая порода)

Произрастает в Африке. Применяется для изготовления декоративной мебели, обычно в виде шпона.

20. Эбеновое дерево (твердая порода)

Экзотическое дерево, произрастающее в Африке. Применяется для изготовления декоративной мебели.

Искусственно добиваться эффекта состарившейся древесины люди научились делать в прошлом столетии в пятидесятые годы. Для этого дерево обрабатывалось раствором соли, который разъедал поверхность и делал в живописные трещины, после такой обработки дерево выглядело так, как будто им пользовались уже не одну сотню лет, такими деталями и дополняли антикварные изделие при реставрации. В некоторых случаях могли использовать старые пни от подходящих пород деревьев таких, как тик и т.п. Такие пни очищали, обрабатывали и создавали неповторимые антикварные изделия.

Например, такие вещи, как шкатулка из дерева уже имеет интересную текстуру и ее совершенно незачем дополнительно украшать резными фигурками, мозаикой или узорами. Лучше просто выполнить ее из мелкососудистой древесины такой, как береза либо клен. Хорошо выглядят поделки из ценных пород древесины, например, дуб, орешник, груша или более экзотические породы тика, палисандра и азобе.

Мастера практикующие, работу по дереву уже давно широко используют для своей работы древесную кору. Она обычно применяется для изготовления котомок, солонок, в которых можно хранить различные продукты. Кроме этого, кора используется в тесном совмещении со стволовой древесиной для таких поделок, как декоративные вазы, кубки, кружки, кувшины, подставки для цветников и т.д. Кора, известна, как декоративный элемент и поэтому ее выбирают достаточно прочной, твердой и красивой.

В древности посуду из дерева вырезали, в основном из такого дерева, как липа. Она отлично поддается резке, не трескается и приятно пахнет. В современном мире декоративную посуду могут вырезать по желанию из любого древа. Но придерживаются кольцесосудистых пород дерева, например, дуб, орех и ясень. Липа, клен и ольха, с ярко выраженной текстурой, применяется в основном для украшений изделий узорами, резьбой.

Точенная деревянная посуда

Хорошо подходит для любых видов изделий такая лесная находка, как можжевельник. Он славится своими ароматными свойствами, поэтому его широко применяют для изготовления предметов домашнего обихода. Лучше всего можжевельник подойдет для изделий, которые подвергаются нагреву. Например, подставки под кастрюлю или чайник, решетки, закрывающие отопительные приборы (радиатор, и т. д.).

В современных элементах особо ценится дерево грубой почти необработанной поверхности, дефекты которой не только не убираются, но даже делаются элементами декора, например, трещины, сучья и сколы, которые при правильном подходе могут стать отличным украшением интерьера. Старое дерево тоже становится своеобразным элементом декора: с мелкими дырочками от жуков дерево покрывается искусственной пылью и поверх этого наносится специальным состав, предотвращающий гниение. Этот процесс называется “искусственное старение древесины”.

Самое распространенное в России пригодное для изготовления поделок дерево – это лиственница. Она совершенно уникальна, почти не гниет, в разрезе имеет красивый рыжеватый цвет с различными оттенками, причем с годами она еще больше краснеет. Такое дерево в интерьере смотрится намного интереснее, чем например, ель, сосна или кедр. Ель же имеет более ломкую структуру древесины и цвет ее розоватого оттенка, а цвет сосны янтарно желтый или даже более золотистый.

Фрезерованные балясины из бука

Для домашних резных вещей часто используют орех либо карельскую березу, которая по богатству орнаментов часто сравнивается с малахитом, а ее лучистый цвет похож на янтарный. Такая береза по сравнению с другими похожими на нее породами деревьев с такой же структурой и красивым цветом, например, палисандр, пальма, розовое дерево, может легко выдержать обработку с температурными перепадами и высокой влажностью. А для получения удивительно красивых лучей на поверхности древесины, ее подвергают обжигу в нагретом до красна песке.

Если бы у начинающего резчика была возможность выбора древесины, то можно было бы порекомендовать для работы следующие породы дерева (начиная с лучших): красный эвкалипт, лимонное дерево, бук, грушу, выдержанную осину, березу, липу, можжевельник, самшит, яблоню, вишню, ольху, красное дерево (махагони, акажу), ель, пихту, сосну, лиственницу, дуб. Расположение пород древесины и такой последовательности, конечно, условное и учитывает именно потребности начинающего резчика. Например, для резчика-профессионала лучшей древесиной может быть липа или осина, они хорошо режутся, полируются. А для начинающего резчика на первый план выступят их недостатки: мягкая древесина в некоторых местах требует особо острых инструментов, опыта в резьбе. Она легко ранима от ударов, даже нажима ногтем, от случайною срыва ножа, стамески, что может привести к трудноисправимым дефектам. Также самшит, любимое дерево некоторых резчиков, при неопытности мастера превращается в неудобное в резьбе из-за его необычайной твёрдости. Уважаемое всеми красное дерево режется хуже других пород, оно крупное, колкое, иногда пористое. Учтены и иные качества древесины при расположении их в такой последовательности. А вот эвкалипт и лимонная древесина хотя и не являются распространенными (на юге нашей страны они произрастают), но заслуживают особого внимания резчика, и при случае следует не упускать возможности ими запастись.

Резчику нужно знать ту древесину, с которой он собирается работать. Выбор древесины зависит, от характера поделки и вида резьбы для ее декорирования.

Правда, не исключено, что на первых порах начинающий мастер будет поступать наоборот: выбирать поделку в зависимости от имеющегося материала. Познакомимся со свойствами различных пород дерева и начнем с ели и сосны, древесину которых легче всего приобрести для поделок в силу их широкого распространения.

Но внешнему виду растущего дерева едва ли кто спутает сосну и ель. Резчику по дереву желательно уметь различать ель и сосну по текстуре древесины, но сделать это уже значительно сложнее. Можно отметить, что у сосны имеется темное ядро и светлая заболонь (внешняя по стволу часть), в то время как у ели ядра нет ? она относится к так называемым безъядровым породам древесины. Однако этот признак ненадежный, потому что ядро у сосны образуется только в 30 лет, а то и позднее. Свежеспиленная еловая древесина более светлая, пахнет хвоей ели, а сосновая имеет запах ее смолы.

Для ели типичны темные сучочки, как будто вставленные в древесину. Они иногда даже выпадают из еловой доски при ее обработке. Древесина сосны более свилеватая, особенно в области сучков. Этой особенностью сосны пользуются резчики, применяя красивый рисунок волокон вокруг сучков для декоративных оформлений. Делают, например, спилы: в вида пластинок с мутовок молодой сосны (мутовка — часть ствола, от которой кольцом отходят ветки) и обклеивают ими свои изделия: шкатулки, вазы, столешницы.

Древесина ели и сосны плохо режется поперек годичных слоев. Инструмент как бы скачет на этих слоях.

По текстуре древесины сосну легко спутать и с лиственницей, также породой ядровой. Тем более что у взрослой сосны бывают такие же крупные годичные кольца. Проще всего различить древесину сосны и лиственницы, опустив их образцы в воду — кусочек лиственницы погрузится глубже.

Говоря о сосне, следует сказать о смолистых внутренних сучках, заросших древесиной. Их глубокий охристый, почти оранжевый тон хорошо использовать для мелких поделок, если поделки выполнены из разноцветной древесины. Можно, например, из смолистых сучков и других смолистых участков древесины наточить ягодки с ножками, из них набрать виноградную кисть, вставляя ножки в отверстия на деревянной основе кисти. Такими кистями и листьями из обычной древесины сосны хорошо оформить внешний обвод рамы (виноградины из смолистых сучков выглядят как из янтаря, даже просвечивают). Из таких сучков получаются красивые бусы, браслеты, различные сувениры.

Полосатая текстура древесина хвойных деревьев хорошо смотрится на гладких полированных поверхностях: деревянных панно, фоновых досках или панельках в виде косого спила, вазах, тарелках, светильниках из досок с прорезной резьбой, в других изделиях с контурной или прорезной резьбой, когда решающим в форме является не рельеф, а силуэт. Однако такая текстура иногда ограничивает возможности резчика: на изделиях из древесины сосны, ели, лиственницы не смотрится мелкорельефная резьба, не всегда годится эта древесина и для изготовления масок.

Ценное качество лиственницы — стойкость к гниению, что делает ее незаменимым материалом для поделок, предназначенных для экспонирования на открытом воздухе.

Древесина березы легко режется во всех направлениях. Причем однородная, мелкоструктурная древесина березы позволяет изготовлять из нее небольшие поделки. Очень красивые поделки даже крупных размеров можно вырезать из комля березы, особенно из мест перехода ствола в корневую систему. Иногда древесина березы в этом месте настолько интересная, что напоминает мрамор или карельскую березу с ее оригинальными муаровыми разводами. Конечно, древесина комля не годится для рельефной резьбы, ее выгодно использовать для изделий с ровными полированными поверхностями, например чаш, ваз. Такие поделки можно оттенить наклеенным набором маркетри или снабдить рельефными резными деталями из монотонной прямослойной древесины той же березы, например.

Работая с березой, резчик должен учитывать, что из-за светлого тона древесины, ее блеска и искрения нельзя незаметно склеивать различные куски березовой древесины — они будут отличаться друг от друга по тону; заметен на светлой древесине и клееный шов. Способность древесины березы по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон можно попользовать. Например, отделывая дно вазы из темной древесины техникой маркетри, выгодно фон набирать из мелких кусочков березового шпона различной формы: прямоугольников, ромбиков, трапеций, треугольников. Приклеенные вплотную друг к другу непосредственно на дно вазы, они создадут интересный мерцающий фон. Кстати, этот прием удобен и для закрытия внезапно появившихся в процессе резьбы дефектов древесины или допущенных ошибок, сквозных прорезов например.

Такой же эффект переливов цвета от ярко-светлого до серого произойдет, если в технике маркетри или интарсии наклеить березовые пластинки веером, как бывает при выполнении розеток, круглых орнаментов и т. д.

Отметим, что береза очень хорошо сверлится, а это значит, что она годится для миниатюрных поделок, где резьба базируется на многочисленных предварительно просверленных отверстиях. Березовая древесина неплохо обрабатывается на токарном станке, а также гнется в распаренном состоянии.

Правда, изделия из березы (особенно больших размеров) под действием температуры и атмосферной влаги могут коробиться.

Хотя осина «некрасива, сучкаста и шумлива», резчики по дереву любят осину, как и липу, за легкость ее обработки, за светлый тон, тонкую структуру волокна да и за то, что она доступнее липы. По цвету осина бывает и чисто белая и зеленоватая, что немаловажно для работ в технике маркетри и интарсии. Только пихта сибирская да тополь имеют плотность меньше, чем у осины, а с липой они по плотности одинаковые. Осина идет на изготовление легких игрушек и посуды, раньше из нее делали корыта, кадушки, шайки. Осина не трескается и не колется от удара, хорошо лущится — из нее изготовляют дранку, спички.

Известно, что стены изб, построенных из осины много лет назад, и сейчас поражают прочностью, белизной и чистотой. Топор отскакивает от такой древесины, в лучшем случае вонзается лишь неглубоко. Не зря и сейчас в селах используют осину для изготовления полок и скамеек в банях, для облицовки их стен — она гигиеничная, светлая и чистая, не боится влаги, не коробится и не трескается.

Автор испытал в резьбе выдержанную в течение нескольких лет осину, она зарекомендовала себя очень хорошо. Режется такая осина с усилием, упруго, даже туго, но поверхность получается хорошая во всех направлениях, отлично шлифуется и полируется. Если для поделки использовать часть ствола с ответвлением сучка, то можно получить потом при отделке в этом месте текстуру, напоминающую чем-то даже карельскую березу.

Вишня, имеющая плотную, тяжелую и вязкую древесину, хорошо режется во всех направлениях. Текстура древесины взрослого дерева удивительно красива. Древесина молодых побегов часто совсем белая, а для многолетних вишен (продольные, косые и поперечные разрезы) характерно чередование широких темных, бордовых и коричневых, и светлых полос. В местах полос вишни обнаруживаются иногда слои заросшей коры, другие аномалии. В декоративном отношении это часто дает выигрыш, но в местах заросшей коры могут образоваться щели, расслоения, выкрашивания, что потребует подклейки и подшпаклевки. Однако такие исправления не представляют сложности для темных мест и оправданы нарядной текстурой вишни.

По декоративности древесина вишни, пожалуй, превосходит мутовку сосны и можжевельник. Из нее, особенно используя косые срезы молодых стволов, веток, хорошо делать миниатюрные поделки в виде брелоков, брошей, браслетов, то есть поделки с ровной полированной поверхностью. Для рельефной резьбы полосатая текстура вишни мало подходит, в этом она схожа с лиственницей и сосной. Гладкая поверхность вишни хорошо сочетается с резными деталями, выполненными из однотонной древесины — березы, осины, липы.

“>

Оцените статью
( Пока оценок нет )
ДачныйУголок
Добавить комментарий

Из какого дерева делают поделки

–> –>

–>
Точение [17]
Резьба [42]
Спички [16]
Поделки из дерева [184]

–>

–> –>

–>Часы –>
–> –>

–> –>

–> –>

–> –>

–>Релаксация –>
–>

–>

–> –>

–>

–>

В этой статье я расскажу про древесину и ее виды.

Как мы все знаем, без древесины невозможно сделать поделку. В наше время известно, очень много пород древесины, которые разные по качеству, твердости, мягкости, цвету, свойствам и т.д.

Древесина может реагировать на климатические условия. К примеру, если вы храните фанеру в теплом, не проветриваемом помещении, то фанера ухудшается со временем.

Древесина состоит из вытянутых тонких клеток, подобных соломинкам, которые проводят воду с растворенными минеральными веществами от корней к листьям, где на свету образуются органические вещества, необходимые для роста дерева. Древесина каждой породы имеет клетки, характерно расположенные только у нее.

Древесина бывает мягкой и твердой.

Мягкая древесина — это древесина, которая представляет, из себя вечнозеленые хвойные деревья. Она обычно мягче и дешевле твердой древесины, поскольку хвойные деревья растут быстрее. Мягкая древесина распространена в мебельном производстве и является сырьем для изготовления бумаги. Из мягкой древесины делают шпоны, затем фанеру, ну а мы, в свою очередь выпиливаем из фанеры поделки.

Твердая древесина — это так называемые широколиственные породы деревьев. Она дорогая, т.к. твердая древесина плотнее мягкой, изделия из нее прочны и долговечны. Вот поэтому такая древесина ценится в столярном деле.

В Советское время древесина делилась на две группы: «Хвойные» и «Лиственные».

Хвойные — считались мягкой породой.
Лиственные — относились к твердым породам.

Виды древесины:

1. Сосна (мягкая порода)

Существует много разновидностей сосны, повсеместно используемой в строительстве и для изготовления некоторых видов мебели.

2. Красное дерево (твердая порода)

Породы, произрастающие в Гондурасе и Африке, широко используются в мебельном производстве, обычно в виде шпона.

3. Вяз (твердая порода)

Хороший материал общего назначения, используемый в судостроении, в качестве конструкционного материала и для токарных работ.

4. Кедр (мягкая порода)

Легкая и прочная древесина кедра со временем со временем становится серой. Применяется для изготовления лестниц, оконных рам.

5. Пихта дугласова, или по другому Лжетсуга (мягкая порода)

Очень высокие деревья, древесина которых используется в качестве конструкционного материала, в мебельном и фанерном производствах.

6. Бук (твердая порода)

Замечательная мелко волокнистая древесина бука пригодна для изготовления мебели, для токарных работ, производства игрушек, но не для изделий, используемых на открытом воздухе.

7. Дуб (твердая порода)

Очень прочная и долговечная древесина дуба необходима для строительных работ и при изготовлении мебели.

8. Чинара (твердая порода)

Светлая древесина. Используемая при изготовлении мебели и мелких деталей, например токарных изделий.

9. Тик (твердая порода)

Тяжелая и долговечная древесина тика используется в столярно — мебельном производстве и в судостроении.

10. Береза (твердая порода)

Умеренно твердая древесина березы широко используется в столярно — мебельном производстве.

11. Мореный дуб (твердая порода)

Мореный европейский дуб, имеющий коричневый цвет, очень ценится как облицовочный материал для мебели.

12. Черное дерево (твердая порода)

Имеет чрезвычайно твердую и дорогую древесину. Используется при изготовлении клавишей для музыкальных инструментов, шахматных фигур и т.п.

13. Лиственница (мягкая порода)

Умеренно мягкая древесина лиственницы используется как в мебельном производстве, так и для изготовления свай, столбов, шпал, полов.

14. Орех черный (твердая порода)

Отличный материал для изготовления мебели и токарных изделий.

15. Ясень (твердая порода)

Очень твердая и прочная древесина ясеня используется для изготовления рукояток инструментов, спортивного инвентаря. Отличный материал для токарных работ.

16. Афромозия (твердая порода)

Произрастает в Западной Африке. Применяется при изготовлении мебели. Иногда морится под красное дерево.

17. Клен серебристый (твердая порода)

Часть древесины клена с отметинами от недоразвитых веток используется в виде шпона.

18. Липа американская (твердая порода)

Легкая твердая древесина. Используется для изготовления футляров, игрушек, некоторых видов мебели.

19. Энтандрофрагма (твердая порода)

Произрастает в Африке. Применяется для изготовления декоративной мебели, обычно в виде шпона.

20. Эбеновое дерево (твердая порода)

Экзотическое дерево, произрастающее в Африке. Применяется для изготовления декоративной мебели.

Искусственно добиваться эффекта состарившейся древесины люди научились делать в прошлом столетии в пятидесятые годы. Для этого дерево обрабатывалось раствором соли, который разъедал поверхность и делал в живописные трещины, после такой обработки дерево выглядело так, как будто им пользовались уже не одну сотню лет, такими деталями и дополняли антикварные изделие при реставрации. В некоторых случаях могли использовать старые пни от подходящих пород деревьев таких, как тик и т.п. Такие пни очищали, обрабатывали и создавали неповторимые антикварные изделия.

Например, такие вещи, как шкатулка из дерева уже имеет интересную текстуру и ее совершенно незачем дополнительно украшать резными фигурками, мозаикой или узорами. Лучше просто выполнить ее из мелкососудистой древесины такой, как береза либо клен. Хорошо выглядят поделки из ценных пород древесины, например, дуб, орешник, груша или более экзотические породы тика, палисандра и азобе.

Мастера практикующие, работу по дереву уже давно широко используют для своей работы древесную кору. Она обычно применяется для изготовления котомок, солонок, в которых можно хранить различные продукты. Кроме этого, кора используется в тесном совмещении со стволовой древесиной для таких поделок, как декоративные вазы, кубки, кружки, кувшины, подставки для цветников и т.д. Кора, известна, как декоративный элемент и поэтому ее выбирают достаточно прочной, твердой и красивой.

В древности посуду из дерева вырезали, в основном из такого дерева, как липа. Она отлично поддается резке, не трескается и приятно пахнет. В современном мире декоративную посуду могут вырезать по желанию из любого древа. Но придерживаются кольцесосудистых пород дерева, например, дуб, орех и ясень. Липа, клен и ольха, с ярко выраженной текстурой, применяется в основном для украшений изделий узорами, резьбой.

Точенная деревянная посуда

Хорошо подходит для любых видов изделий такая лесная находка, как можжевельник. Он славится своими ароматными свойствами, поэтому его широко применяют для изготовления предметов домашнего обихода. Лучше всего можжевельник подойдет для изделий, которые подвергаются нагреву. Например, подставки под кастрюлю или чайник, решетки, закрывающие отопительные приборы (радиатор, и т. д.).

В современных элементах особо ценится дерево грубой почти необработанной поверхности, дефекты которой не только не убираются, но даже делаются элементами декора, например, трещины, сучья и сколы, которые при правильном подходе могут стать отличным украшением интерьера. Старое дерево тоже становится своеобразным элементом декора: с мелкими дырочками от жуков дерево покрывается искусственной пылью и поверх этого наносится специальным состав, предотвращающий гниение. Этот процесс называется “искусственное старение древесины”.

Самое распространенное в России пригодное для изготовления поделок дерево – это лиственница. Она совершенно уникальна, почти не гниет, в разрезе имеет красивый рыжеватый цвет с различными оттенками, причем с годами она еще больше краснеет. Такое дерево в интерьере смотрится намного интереснее, чем например, ель, сосна или кедр. Ель же имеет более ломкую структуру древесины и цвет ее розоватого оттенка, а цвет сосны янтарно желтый или даже более золотистый.

Фрезерованные балясины из бука

Для домашних резных вещей часто используют орех либо карельскую березу, которая по богатству орнаментов часто сравнивается с малахитом, а ее лучистый цвет похож на янтарный. Такая береза по сравнению с другими похожими на нее породами деревьев с такой же структурой и красивым цветом, например, палисандр, пальма, розовое дерево, может легко выдержать обработку с температурными перепадами и высокой влажностью. А для получения удивительно красивых лучей на поверхности древесины, ее подвергают обжигу в нагретом до красна песке.

Если бы у начинающего резчика была возможность выбора древесины, то можно было бы порекомендовать для работы следующие породы дерева (начиная с лучших): красный эвкалипт, лимонное дерево, бук, грушу, выдержанную осину, березу, липу, можжевельник, самшит, яблоню, вишню, ольху, красное дерево (махагони, акажу), ель, пихту, сосну, лиственницу, дуб. Расположение пород древесины и такой последовательности, конечно, условное и учитывает именно потребности начинающего резчика. Например, для резчика-профессионала лучшей древесиной может быть липа или осина, они хорошо режутся, полируются. А для начинающего резчика на первый план выступят их недостатки: мягкая древесина в некоторых местах требует особо острых инструментов, опыта в резьбе. Она легко ранима от ударов, даже нажима ногтем, от случайною срыва ножа, стамески, что может привести к трудноисправимым дефектам. Также самшит, любимое дерево некоторых резчиков, при неопытности мастера превращается в неудобное в резьбе из-за его необычайной твёрдости. Уважаемое всеми красное дерево режется хуже других пород, оно крупное, колкое, иногда пористое. Учтены и иные качества древесины при расположении их в такой последовательности. А вот эвкалипт и лимонная древесина хотя и не являются распространенными (на юге нашей страны они произрастают), но заслуживают особого внимания резчика, и при случае следует не упускать возможности ими запастись.

Резчику нужно знать ту древесину, с которой он собирается работать. Выбор древесины зависит, от характера поделки и вида резьбы для ее декорирования.

Правда, не исключено, что на первых порах начинающий мастер будет поступать наоборот: выбирать поделку в зависимости от имеющегося материала. Познакомимся со свойствами различных пород дерева и начнем с ели и сосны, древесину которых легче всего приобрести для поделок в силу их широкого распространения.

Но внешнему виду растущего дерева едва ли кто спутает сосну и ель. Резчику по дереву желательно уметь различать ель и сосну по текстуре древесины, но сделать это уже значительно сложнее. Можно отметить, что у сосны имеется темное ядро и светлая заболонь (внешняя по стволу часть), в то время как у ели ядра нет ? она относится к так называемым безъядровым породам древесины. Однако этот признак ненадежный, потому что ядро у сосны образуется только в 30 лет, а то и позднее. Свежеспиленная еловая древесина более светлая, пахнет хвоей ели, а сосновая имеет запах ее смолы.

Для ели типичны темные сучочки, как будто вставленные в древесину. Они иногда даже выпадают из еловой доски при ее обработке. Древесина сосны более свилеватая, особенно в области сучков. Этой особенностью сосны пользуются резчики, применяя красивый рисунок волокон вокруг сучков для декоративных оформлений. Делают, например, спилы: в вида пластинок с мутовок молодой сосны (мутовка — часть ствола, от которой кольцом отходят ветки) и обклеивают ими свои изделия: шкатулки, вазы, столешницы.

Древесина ели и сосны плохо режется поперек годичных слоев. Инструмент как бы скачет на этих слоях.

По текстуре древесины сосну легко спутать и с лиственницей, также породой ядровой. Тем более что у взрослой сосны бывают такие же крупные годичные кольца. Проще всего различить древесину сосны и лиственницы, опустив их образцы в воду — кусочек лиственницы погрузится глубже.

Говоря о сосне, следует сказать о смолистых внутренних сучках, заросших древесиной. Их глубокий охристый, почти оранжевый тон хорошо использовать для мелких поделок, если поделки выполнены из разноцветной древесины. Можно, например, из смолистых сучков и других смолистых участков древесины наточить ягодки с ножками, из них набрать виноградную кисть, вставляя ножки в отверстия на деревянной основе кисти. Такими кистями и листьями из обычной древесины сосны хорошо оформить внешний обвод рамы (виноградины из смолистых сучков выглядят как из янтаря, даже просвечивают). Из таких сучков получаются красивые бусы, браслеты, различные сувениры.

Полосатая текстура древесина хвойных деревьев хорошо смотрится на гладких полированных поверхностях: деревянных панно, фоновых досках или панельках в виде косого спила, вазах, тарелках, светильниках из досок с прорезной резьбой, в других изделиях с контурной или прорезной резьбой, когда решающим в форме является не рельеф, а силуэт. Однако такая текстура иногда ограничивает возможности резчика: на изделиях из древесины сосны, ели, лиственницы не смотрится мелкорельефная резьба, не всегда годится эта древесина и для изготовления масок.

Ценное качество лиственницы — стойкость к гниению, что делает ее незаменимым материалом для поделок, предназначенных для экспонирования на открытом воздухе.

Древесина березы легко режется во всех направлениях. Причем однородная, мелкоструктурная древесина березы позволяет изготовлять из нее небольшие поделки. Очень красивые поделки даже крупных размеров можно вырезать из комля березы, особенно из мест перехода ствола в корневую систему. Иногда древесина березы в этом месте настолько интересная, что напоминает мрамор или карельскую березу с ее оригинальными муаровыми разводами. Конечно, древесина комля не годится для рельефной резьбы, ее выгодно использовать для изделий с ровными полированными поверхностями, например чаш, ваз. Такие поделки можно оттенить наклеенным набором маркетри или снабдить рельефными резными деталями из монотонной прямослойной древесины той же березы, например.

Работая с березой, резчик должен учитывать, что из-за светлого тона древесины, ее блеска и искрения нельзя незаметно склеивать различные куски березовой древесины — они будут отличаться друг от друга по тону; заметен на светлой древесине и клееный шов. Способность древесины березы по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон можно попользовать. Например, отделывая дно вазы из темной древесины техникой маркетри, выгодно фон набирать из мелких кусочков березового шпона различной формы: прямоугольников, ромбиков, трапеций, треугольников. Приклеенные вплотную друг к другу непосредственно на дно вазы, они создадут интересный мерцающий фон. Кстати, этот прием удобен и для закрытия внезапно появившихся в процессе резьбы дефектов древесины или допущенных ошибок, сквозных прорезов например.

Такой же эффект переливов цвета от ярко-светлого до серого произойдет, если в технике маркетри или интарсии наклеить березовые пластинки веером, как бывает при выполнении розеток, круглых орнаментов и т. д.

Отметим, что береза очень хорошо сверлится, а это значит, что она годится для миниатюрных поделок, где резьба базируется на многочисленных предварительно просверленных отверстиях. Березовая древесина неплохо обрабатывается на токарном станке, а также гнется в распаренном состоянии.

Правда, изделия из березы (особенно больших размеров) под действием температуры и атмосферной влаги могут коробиться.

Хотя осина «некрасива, сучкаста и шумлива», резчики по дереву любят осину, как и липу, за легкость ее обработки, за светлый тон, тонкую структуру волокна да и за то, что она доступнее липы. По цвету осина бывает и чисто белая и зеленоватая, что немаловажно для работ в технике маркетри и интарсии. Только пихта сибирская да тополь имеют плотность меньше, чем у осины, а с липой они по плотности одинаковые. Осина идет на изготовление легких игрушек и посуды, раньше из нее делали корыта, кадушки, шайки. Осина не трескается и не колется от удара, хорошо лущится — из нее изготовляют дранку, спички.

Известно, что стены изб, построенных из осины много лет назад, и сейчас поражают прочностью, белизной и чистотой. Топор отскакивает от такой древесины, в лучшем случае вонзается лишь неглубоко. Не зря и сейчас в селах используют осину для изготовления полок и скамеек в банях, для облицовки их стен — она гигиеничная, светлая и чистая, не боится влаги, не коробится и не трескается.

Автор испытал в резьбе выдержанную в течение нескольких лет осину, она зарекомендовала себя очень хорошо. Режется такая осина с усилием, упруго, даже туго, но поверхность получается хорошая во всех направлениях, отлично шлифуется и полируется. Если для поделки использовать часть ствола с ответвлением сучка, то можно получить потом при отделке в этом месте текстуру, напоминающую чем-то даже карельскую березу.

Вишня, имеющая плотную, тяжелую и вязкую древесину, хорошо режется во всех направлениях. Текстура древесины взрослого дерева удивительно красива. Древесина молодых побегов часто совсем белая, а для многолетних вишен (продольные, косые и поперечные разрезы) характерно чередование широких темных, бордовых и коричневых, и светлых полос. В местах полос вишни обнаруживаются иногда слои заросшей коры, другие аномалии. В декоративном отношении это часто дает выигрыш, но в местах заросшей коры могут образоваться щели, расслоения, выкрашивания, что потребует подклейки и подшпаклевки. Однако такие исправления не представляют сложности для темных мест и оправданы нарядной текстурой вишни.

По декоративности древесина вишни, пожалуй, превосходит мутовку сосны и можжевельник. Из нее, особенно используя косые срезы молодых стволов, веток, хорошо делать миниатюрные поделки в виде брелоков, брошей, браслетов, то есть поделки с ровной полированной поверхностью. Для рельефной резьбы полосатая текстура вишни мало подходит, в этом она схожа с лиственницей и сосной. Гладкая поверхность вишни хорошо сочетается с резными деталями, выполненными из однотонной древесины — березы, осины, липы.

“>

Оцените статью
( Пока оценок нет )
ДачныйУголок
Добавить комментарий