Однолетние цветковые растения определение строение примеры

Растения, в связи с разными типами побегов, принято делить на деревья, кустарники, полукустарники и травянистые формы. Существует еще классификация представителей флоры по продолжительности жизни. Они разделяются на однолетние растения, двухлетние и многолетние. Первая из трех перечисленных групп начинает и завершает свой жизненный цикл в течение одного вегетационного периода. К однолетним растениям относятся многие ценные полевые, овощные и декоративно-цветочные культуры.

Классификация по типу побегов. Деревья и кустарники

Деревья — крупные растительные организмы с сильно развитыми многолетними стеблями. От корня отходит один, реже — несколько главных стволов. Мощные одревесневшие стебли, покрытые твердой корой, выносят к свету крону из ветвей и листьев (либо хвои).

Кустарники отличаются от деревьев главным образом отсутствием главного ствола. Ветвление у этих форм начинается близко к поверхности земли. Обычно высота кустарников не превышает 5 м, но есть и более высокие виды среди представителей тропической флоры. К этой группе относятся хорошо известные многолетние растения: барбарис, шиповник, малина, сирень и другие. Обширную группу составляют плодово-ягодные деревья и кустарники, возделывают их на всех континентах (кроме Антарктиды).

Травянистые растения. Полукустарники и полукустарнички

Травы — это однолетние, двулетние, многолетние растения, у которых отмирает надземная часть в конце вегетационного периода. После созревания семена должны попасть на поверхность почвы. Стебель, корень и листья таких растений засыхают. Травянистые многолетники сохраняют почки возобновления на видоизменениях корня либо побега.

Есть промежуточные формы между кустарниками и травами, например полукустарники. Отличает эту группу наличие нижних одревесневших частей стеблей и однолетних, отмирающих на зиму, побегов над ними. Относятся к этой группе некоторые виды полыни, астрагала, зверобоя. Иногда выделяют группу полукустарничков, объединяя в нее невысокие растения пустыни и тундры. Высота их стеблей не превышает 1 м. Зачастую причиной небольших размеров организма становятся неблагоприятные условия. К примеру, в тундре, в пустыне и высоко в горах не только деревья и кустарники приобретают карликовую форму. Распространены растения-подушки, виды, образующие приземную розетку листьев,

Классификация по продолжительности жизни. Однолетние растения

За один вегетационный срок эта группа живых организмов успевает начать и завершить формирование вегетативных и генеративных органов. Характерная черта — отмирание надземной части — стебля с листьями — после созревания плодов и семян или при наступлении холодов. Необходимо отметить, что некоторые однолетние растения способны продолжать вегетацию на второй и третий год. Такой возможностью обладают львиный зев, отдельные виды ячменя, ржи.

Двулетники

К этой группе относятся морковь, свекла, многие лекарственные, кормовые и сорные травы (алтей, донник, белена, коровяк). Двулетние и однолетние растения отличаются по времени появления стебля, на котором могут формироваться цветки и плоды с семенами. Так, на первом году жизни двулетники образуют только розетку прикорневых листьев. На второй год из корневища появляются стебли, цветы, завязываются плоды и созревают семена. После этого двулетние растения отмирают. Эта обширная группа включает в себя дикорастущие виды, широко распространенные в умеренном климате.

Многолетние травянистые растения

Видоизмененные подземные части с запасом питательных веществ находятся в земле, а надземные органы ежегодно отмирают. Такие особенности отличают все известные многолетние растения. Среди них встречаются травы, живущие несколько десятков лет. Каждый год от корневища или другого подземного образования отрастают новые зеленые побеги. Многолетние и однолетние растения (травянистые) отличаются по продолжительности жизни органов, находящихся в субстрате. Первую из двух перечисленных групп характеризует длительное нахождение в жизнеспособном состоянии клубней, луковиц и корневищ (подземных частей).

Однолетние травянистые растения

Главный признак трав, живущих один сезон, — отмирание корня и стебля в конце периода вегетации. Эта особенность хорошо проявляется в умеренном климате, где чередуются 4 времени года. Весной из сохранившихся в почве семян прорастает побег, формируется стебель и генеративные органы — цветок и плод.

Осенью, когда созревают семена, однолетние растения постепенно отмирают. В условиях тропического климата, где происходит чередование влажного и сухого периодов, травы могут расти в высоту до 3 м и выше. Нередко корни, стебли и почки при наступлении засухи сохраняются до следующего влажного сезона в течение 2–3 месяцев.

Хозяйственное значение однолетников

Многолетние и однолетние растения издавна возделываются человеком для получения урожая плодов, семян, клубней и других органов, богатых питательными веществами. Среди сельскохозяйственных культур одного сезона чаще встречаются длительно вегетирующие, дающие плоды и семена один раз в жизни однолетние растения. Примеры:

  • астра, календула, бархатцы, гвоздика (цветочно-декоративные);
  • томат, огурец, кабачок, арбуз, тыква (овоще-бахчевые);
  • хлопчатник, лен, подсолнечник (технические);
  • рис, пшеница, кукуруза, просо (зерновые);
  • спорыш, мокрица, марь, щирица (сорные).
Читать также  Вареный тыквенный сок польза и вред

Озимые однолетники

С наступлением весны побег трогается в рост, цветение и плодоношение начинается раньше, чем у яровых однолетников. Большое значение перечисленные особенности имеют для земледелия в умеренном климате. Главный хлеб Земли — озимую пшеницу — выращивают в регионах с засушливым летом. Снег зимой укрывает всходы, ранней весной растения использует влагу в земле для формирования стебля и колоса. Урожай озимых культур созревает на 0,5–2 месяца раньше.

Яровые однолетники

Растения одного сезона вегетации полностью успевают пройти свой жизненный цикл за несколько месяцев. Так, у яровых однолетников семена прорастают в конце зимы — начале лета, формируется побег, начинается и завершается цветение. Плодоношение завершается отмиранием всего растения. Какие растения однолетние называют «озимыми»? Те, что прорастают из семян осенью, а зимовку проводят в виде укороченного побега, обычно состоящего из розетки прикорневых листьев.

Овощные культуры

"Назовите однолетние растения" — такое задание часто предлагают школьникам или студентам преподаватели биологии, экологии. Обычно среди первых перечисляют однолетние овощи: огурец, помидор, сладкий перец, баклажан, кабачок. Кроме деления по признаку продолжительности жизненного цикла, существует еще классификация по виду применения продукции. Так, в группе плодовых однолетних овощей находятся: томаты, огурцы, цуккини, тыква, арбуз, дыня; цветная и пекинская капуста, салат, редис, укроп.

В основном сейчас выращивают гибриды, которые отличаются крупными размерами плодов, высокими вкусовыми качествами, хорошей транспортабельностью. С самого начала жизненного цикла таких растений им необходимо создавать оптимальные условия, в которых раскроется потенциал сорта.

С наступлением вегетационного периода растения должны получать элементы питания в полном объеме, необходимое им количество влаги. Должна быть организована борьба с вредителями и болезнями, уничтожающими значительную часть потенциального урожая. Один из эффективных методов — севооборот, отсутствие в посадках соседства овощей из одного ботанического семейства, например пасленовых.

Однолетние декоративно-цветочные растения

При создании клумб, альпийских горок на даче, в саду, оформления террас, беседок и внутренних двориков широко используются неприхотливые, красивоцветущие. однолетние растения. Названия некоторых из них: петуния, гвоздика, львиный зев, астра. Они все лето и осенью придают клумбам нарядный вид, их можно выращивать в контейнерах, на балконах и лоджиях, срезать для букетов. Красивые цветы, радующие взгляд на улицах, в скверах, возле домов, — результат труда селекционеров, предмет гордости для профессиональных ландшафтных дизайнеров и цветоводов-любителей.

Большой плюс этой группы растений — красивое цветение через несколько месяцев после посева семян прямо в почву или в стаканчики для получения рассады. Ранней весной и поздней осенью украшают клумбы относительно устойчивые к понижению температуры многолетние и однолетние растения. Примеры: хризантема, анютины глазки, гипсофила, бархатцы, гелениум, душистый горошек, мак, амарант.

Выращивание однолетников

Если у растений короткий период развития от прорастания семени до начала цветения, то высевают прямо в грунт ранней весной. Поле, грядку или клумбу желательно подготовить осенью, внести удобрения. Севернее 60-й параллели семена некоторых однолетних растений не вызревают в открытом грунте, поэтому выращивают рассаду в контейнерах на подоконниках, в парниках, теплицах и оранжереях. При наступлении теплой погоды начинают закаливать рассаду. Затем пересаживают в открытый грунт, поливают, при необходимости — мульчируют и притеняют в первые дни от солнца.

Семена чаще всего получают в семеноводческих хозяйствах, научно-исследовательских институтах, частных фирмах, завоевавших мировую известность. Для получения качественного семенного материала соблюдается агротехника, на высоком уровне находится культура земледелия.

Многие дачники находятся в поиске семян тех сортов, что получены без применения генетически модифицированных объектов (ГМО). В современном высокоинтенсивном сельском хозяйстве таких практически не осталось. В литературе приводится интересный случай, имевший место в США. Фермер в одном из штатов страны выращивал экологически чистый рапс по соседству с полями крупного агрохолдинга, занятого производством этой же культуры, но с ГМО.

При проверке фермерского урожая выяснилось, что фермерский рапс тоже содержит генетически модифицированные объекты. Для производителя экологически и биологически чистой продукции это недопустимо, такой товар не может претендовать на маркировку «органический продукт».

В презентации отражены моменты использования рабочей тетради по трудовому обучению профиль "Цветоводство и декоративное садоводство" для учащихся 6 классов, которая поможет учителю наполнить урок дополнительными, творческими, интелектуальными, заданиями для реализации деятельностного подхода.

Просмотр содержимого презентации
«деятельностный подход»

Реализация деятельностного подхода на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства» в МБСКОУ №2 города Соликамска

Реализация деятельностного подхода на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства» в МБСКОУ №2 города Соликамска

  • Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое сами. Моя главная задача помочь им раскрыться, развивать собственные идеи». Этот принцип я взяла за основу при разработке рабочей тетради по цветоводству и декоративному садоводству для 6 классов. Большую помощь при формировании деятельностного подхода на уроках трудового обучения играют рабочие тетради. В рабочую тетрадь включены задания, которые помогут учащимся вдумчиво читать теоретический материал, выполнять задания творческого характера. Все задания рабочей тетради развивают мыслительные способности учащихся их воображение. Особый интерес учащихся вызывают проблемные вопросы, они дают возможность учителю организовывать дискуссии во время уроков, услышать разные т.з. учащихся, определять какая из них совпадает с авторской. Предлагаемые мною задания доступные, интересные, интеллектуальные. Рабочая тетрадь поможет учителю наполнить урок дополнительными заданиями для реализации деятельностного подхода. Предлагаю вашему вниманию содержание некоторых заданий из рабочей тетради.
Читать также  Как размножить розы черенками осенью в воде

Рабочая тетрадь « Цветоводство и декоративное садоводство » для учащихся 6 класса

Урок по теме: «Признаки созревания семян».

  • Вспомни:
  • На какие виды делятся растения открытого грунта?
  • С каких цветковых растенийпроисходит сбор семян?
  • Задание: Прочитай текст и выдели признаки созревания семян.

Признаки, по которым можно определить время сбора семян, у каждого цветкового растения свои.

Астра- цветки засохли, над их оберткой появился пушок, семена страдают от дождя, склонны к загниванию. Созревают спустя 40-60 дней после начала цветения, в зависимости от погоды.

Календула- семена стали золотисто-коричневыми.

Бархатцы- соцветия пожелтели и побурели, цветки стали сухими.

Настурция- семена приобрели беловатый оттенок и созревают по мере отцветания цветков.

Коробочки петунии, львиного зева ждут, когда они побуреют и подсохнут.

Признаки созревания семян: изменение цвета- пожелтение, побурение семян;

Сроки созревания и сбора семян: у каждого растения свои, сбор семян длится с августа до начала октября.

У всех этих культур собирать семена можно многократно. Все семенные коробочки, корзинки, бобы или срезанные целиком растения разложите в ящики, коробки, подпишите название культуры, сорта, год сбора и сушите в сухом теплом месте, периодически перемешивая. Температура не должна превышать 35°С .

Задание №1: Соедини рисунки первого ряда с соответствующими рисунками второго ряда, объясни свой выбор: Настурция Календула Бархатцы

Задание №2: Определите семена каких цветковых растений изображены на картинках, объясните свой выбор.

Однолетние и многолетние цветковые растения. Урок по теме: Виды цветкового растения (однолетнее и многолетнее). Разница между видами.

  • Дайте определение однолетних цветковых растений.
  • Дайте полную характеристику однолетним цветковым растениям.
  • Назовите однолетние цветковые растения.
  • Проверьте правильность своего ответа.

О днолетние цветковые растения — это растения у которых полный жизненный цикл (всходы, рост, цветение, созревание семян) происходит за один вегетационный период (т.е. с весны и до осени). После созревания семян эти растения погибают.

К ним относятся: астра, петуния, бархатцы, календула, настурция, цинния, сальвия, космея.

Однолетние цветковые растения можно разделить на две группы:

  • Подумайте, какие однолетние растения будут относится к теплолюбивым а какие к холодостойким, объясните свой выбор.

Теплолюбивые однолетники (циннии, петуньи, настурции, бархатцы) выращиваются преимущественно через рассаду. На рассаду их начинают высеивать с февраля и по апрель. В открытый грунт пересаживают в мае — июне, когда минует угроза заморозков, они предпочитают солнечные, защищенные от ветра места.

Холодостойкие однолетники (астры, васильки, календулу ) можно высаживать сразу в грунт, даже под зиму, однако при выращивании через рассаду ускоряется начало их цветения.

Задание: Собери из перечисленных букв названия растений , составь из букв свои названия однолетних цветковых растений.

  • Задание: Прочитай текст и объясни в чём разница между однолетними и многолетними цветковыми растениями

Многолетние цветковые растения — живут много лет на одном и то же месте. На зиму у многолетников надземные части отмирают, а весной снова отрастают. Жизнь этих растений в зимний период сохраняется в подземных органах: луковицах, клубнях, корневищах .

Выращивают их различными способами: семенами, луковицами, черенкованием, делением куста и корня. К ним относятся: пион, тюльпан, георгин, гладиолус, нарцисс, лилия.

Разница между однолетними и многолетними цветковыми растениями: Однолетнее растение вырастает из семени, цветет, завязывает семена и умирает в течение одного лета. Однолетние растения цветут непрерывно с весны до осени, и каждую весну их надо высаживать заново (способ размножения семенной). В отличие от однолетников многолетние цветы на одном месте растут несколько лет (живут три и больше лет). Их необходимо пересаживать каждые три-пять лет (способ размножения вегетативный).

Рассмотрите виды многолетних цветковых растений , дайте их сравнительную характеристику. Назовите цветковые растения по памяти.

Вопросы: На какие виды делятся цветковые растения открытого грунта? Что общего между однолетними и многолетними цветковыми растениями ? В чём разница между однолетними и многолетними цветковыми растениями? Назови примеры однолетних цветковых растений. Назови примеры многолетних цветковых растений .

Задание №1 Выполни задание в тетради, вставь пропущенные гласные и узнай зашифрованное слово: ДН Л ТН К СМ Б Р С С М Н В С Л К МН Г Л ТН Б РХ ТЦ

Задание№2: Составь рассказ о пионе по плану и запиши его в тетрадь.

Пересадку пионов лучше всего проводить…………………………

Читать также  Жимолость принцесса диана опылители

Периодичность деления и пересадки

Биологическая особенность у пионов………………………….

Исключи в каждой цепочке, лишнее слово:

  • Астра, календула, пион, настурция
  • Георгин, пион, цинния, тюльпан
  • Петуния, астра, календула, лилия
  • Бархатцы, космея, нарцисс, сальвия

Вставь пропущенное слово:

  • Растения развиваются от посева семян до образования новых за один год. Осенью после плодоношения все растения полностью отмирают. Зимуют лишь семена. Это растения ________________.
  • Эти растения живут в течении ряда лет, много раз цветут и дают плоды. В их корнях, корневищах, луковицах откладываются в запас питательные вещества. Надземные органы к зиме отмирают. За счет питательных веществ их клубни, луковицы каждый год весной трогаются в рост. Это растения ________________.
  • Из приведенных ниже признаков выбери те, которые характерны для: А – однолетних, В – многолетних растений, и впиши в таблицу соответствующие им цифры.

1) В первый год жизни накапливают в различных органах питательные

2) Зацветают и способны дать семена на второй год после посадки или

3) Устойчивы к холоду.

4) В почве имеют мощные запасающие органы в виде корневищ или

5) Цветут и образуют семена в первый год.

Тест по теме: Однолетние и многолетние цветковые растения.

Найди и выпиши правильные ответы:

1.Однолетние цветковые растения это:

А) это растения продолжительность жизни, которых составляет несколько лет

Б) это растения продолжительность жизни, которых составляет два года

В) это растения продолжительность жизни, которых составляет один год (с весны до осени)

2.Многолетние цветковые растения это:

А) это растения продолжительность жизни, которых составляет несколько лет

Б) это растения продолжительность жизни, которых составляет два года

В) это растения продолжительность жизни, которых составляет один год (с весны до осени)

3. Виды однолетних цветковых растений:

А) георгин, пион, гладиолус

Б) календула, настурция, астра

В) космея, петуния, бархатцы

Г) тюльпан, цинния, лилия

4. Виды многолетних цветковых растений:

А) нарцисс, пион, георгин

Б) бархатцы, календула, настурция

В) тюльпан, пион, флокс

Г) петуния, астра, василёк

В) многолетние, однолетние

6.Вегетативным способом размножаются:

В) многолетние, однолетние

Расшифруй слова и найди лишние объясни почему:

4 6 16 18 4 10 15

4 13 1 5 10 16 13 21 19

14 15 16 4 16 13 6 20 15 10 6

20 32 13 29 17 1 15

1)Отгадай загадку (название цветкового растения)

На клумбе у окошка

Цветки её огромные.

И светлые, и тёмные.

2) Разгадай ребус (название цветкового растения)

3) Найдите и выпишите лишнее слово в каждой цепочке (составь свои 4 цепочки с лишним словом)

Пион, гладиолус, георгин, канна

Хлорофитум, фикус, астра, герань

Гладиолус, нарцисс, тюльпан, пион

Календула, бархатцы, космея, георгин

Задание: Подпиши названия растений и подели их на группы по продолжительности жизни:

Задание: Рассмотрите и подпишите названия цветковых растений. К какому виду относятся данные растения , впишите в прямоугольник вид цветкового растения.

Назовите цветковые растения. Выделите лишнее цветковое растение. Объясните, почему оно лишнее.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Выбранный для просмотра документ Однолетние цветочные растения.doc

Однолетние цветочные растения.

Высота растения – 35-60 см.

Окраска цветов от светло-жёлтой до тёмно-оранжевой.

Цветение с начала лета до заморозков.

Высота растения – около 40 см.

Окраска цветов — жёлтая, оранжевая, красная, розовая.

Цветение с середины лета до осени.

Высота растения – от 20 до 90 см.

Окраска цветов жёлтая, оранжевая, красная.

Бывают многоцветные окраски.

Цветение с начала лета до заморозков.

Выбранный для просмотра документ Однолетние цветочные растения.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Однолетние цветочные растения.

ВЫСОТА РАСТЕНИЯ – 35-60 СМ. СТЕБЕЛЬ – ПРЯМОСТОЯЧИЙ. ЛИСТЬЯ УДЛИНЁННЫЕ. ОКРАСКА ЦВЕТОВ ОТ СВЕТЛО-ЖЁЛТОЙ ДО ТЁМНО-ОРАНЖЕВОЙ. ЦВЕТЕНИЕ С НАЧАЛА ЛЕТА ДО ЗАМОРОЗКОВ. Ноготки (календула).

Разнообразие сортов календулы.

ВЫСОТА РАСТЕНИЯ – ОКОЛО 40 СМ. СТЕБЕЛЬ – СТЕЛЮЩИЙСЯ. ЛИСТЬЯ ОКРУГЛЫЕ. ОКРАСКА ЦВЕТОВ — ЖЁЛТАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, КРАСНАЯ, РОЗОВАЯ. ЦВЕТЕНИЕ С СЕРЕДИНЫ ЛЕТА ДО ОСЕНИ. Настурция.

Разнообразие сортов настурции.

ВЫСОТА РАСТЕНИЯ – ОТ 20 ДО 90 СМ. СТЕБЕЛЬ – ПРЯМОСТОЯЧИЙ. ЛИСТЬЯ РАССЕЧЁННЫЕ. ОКРАСКА ЦВЕТОВ ЖЁЛТАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, КРАСНАЯ. БЫВАЮТ МНОГОЦВЕТНЫЕ ОКРАСКИ. ЦВЕТЕНИЕ С НАЧАЛА ЛЕТА ДО ЗАМОРОЗКОВ. Бархатцы.

Разнообразие сортов бархатцев.

ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ ЦВЕТОЧНОГО РАСТЕНИЯ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ. Практическая работа.

Определи название цветочного растения. №1

Определи название цветочного растения. №2

Определи название цветочного растения. №3

Определи название цветочного растения. №4

Определи название цветочного растения. №5

Определи название цветочного растения. №6

Определи название цветочного растения. №7

Определи название цветочного растения. №8

Определи название цветочного растения. №9

Выбранный для просмотра документ Практическая работа.doc

Определи название цветочного растения по внешнему виду.

№ 1. ___________________________________________________

№ 2. __________________________________________________

№ 3. ___________________________________

№ 4. ___________________________________

№ 5. ____________________________________________________

№ 6. _______________________________________

№ 7. _________________________________________

№ 8. ______________________________________

№ 9. _________________________________________________

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector