Приготовьте препараты клеток плодов томатов рябины шиповника

Подробное решение Параграф § 7 по биологии для учащихся 5 класса, авторов В.В. Пасечник 2016

Вопрос 1. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

Потому что для получения увеличенного изображения используются лучи света, которые, проходя через объект на предметном столике, попадают на систему линз объектива и окуляра, освещая предмет.

Вопрос 2. Как называют мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений?

Мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений называются клетками. Своеобразными «кирпичиками».

Лабораторная работа № 3. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

1. Рассмотрите на рисунке последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

Более ярко стало различимо ядро, вакуоли, цитоплазма, оболочка. Ярко выражены поры.

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Вывод: под микроскопом хорошо видна оболочка клетки, защищающая содержимое клетки от воздействия неблагоприятных условий существования и связывающая клетку с внешней средой. При окрашивании йодом выделяется ядро, которое является хранителем наследственной информации. Ядро находится в различных местах цитоплазмы. Весь объём клетки заполнен полужидким содержимым – цитоплазмой, в которой располагаются органеллы. Клеточный сок находится в вакуолях.

Лабораторная работа № 4. Пластиды в клетках листа элодеи.

1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Рисунок смотрите выше.

Вывод: в зеленых листах растений есть такие клетки как хлоропласты. Они и предают листьям зеленую окраску.

Вопрос 1. Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?

1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу покровным стеклом.

Вопрос 2. Какое строение имеет клетка?

Каждая клетка имеет плотную оболочку с порами. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность. Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка — мембрана. Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором можно различить ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли, ограниченные мембраной. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Вопрос 3. Где находится клеточный сок и что в нём содержится?

Клеточный сок находится в вакуолях. Сок – это вода с растворёнными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок.

Вопрос 4. В какой цвет красящие вещества, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать различные части растений?

В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую, багровую и др. окраску лепесткам, листьям и другим частям растений, а также осенним листьям.

Задания

Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Клетки мякоти плодов и кожицы чешуи лука разные по геометрическому рисунку. У всех клеток есть пластиды, но они разные по окраске. В клетках мякоти плодов присутствуют пластиды, окрашивающие плоды в красный цвет, а в клетками кожицы чешуи лука пластиды бесцветные. Также во всех клетках есть ядро, цитоплазма, клеточная стенка и вакуоли. Последние в клетках мякоти плодов более мелкие и разбросаны по клетке, тем временем как в клетках кожицы чешуи лука их меньше и они крупнее.

Вывод: клетки мякоти плодов и клетки кожицы чешуи лука похожи и в то же время отличаются.

Тема 2 Пластиды

1 Хлоропласты в клетках листа элодеи канадской (Elodea canadensis Michx. )

2 Хромопласты в клетках плодов рябины (Sorbus aucuparia L .) и

шиповника (Rosa canina L. )

3 Лейкопласты в клетках кожицы листа традесканции

(Tradescantia virginiana L .)

Основные понятия по теме

Пластиды – органоиды, содержащиеся только в растительной клетке. Каждая пластида ограничена двумя элементарными мембранами. Пластиды разнообразны по форме, строению и функциям. В зависимости от окраски, различают три основных типа пластид: хлоропласты – зеленые, хромопласты – желто-оранжевые или красные, лейкопласты – бесцветные.

Пластиды имеют единое происхождение от пропластид меристематических клеток. Возможны взаимные превращения пластид в онтогенезе вида. Обычно в клетке содержится только один из типов пластид.

Хлоропласты широко распространены у низших и высших растений. Зеленая окраска хлоропластов обусловлена присутствием зеленого пигмента – хлорофилла. В хлоропластах при участии солнечной энергии идет фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа.

Кроме хлорофилла в состав хлоропластов входят каротиноиды: каротин

– пигмент оранжево-красный; ксантофилл – желтый. В зеленых листьях они маскируются хлорофиллом и становятся заметными при его разрушении (например, осенью или при заболеваниях). Форма относительно постоянна – линзообразная. Чаще всего хлоропласты равномерно располагаются по цитоплазме, но способны к движению. Они меняют своё положение в зависимости от условий освещения так, чтобы наилучшим образом улавливать свет.

Хромопласты – пластиды желтого или красно-оранжевого цвета. Хромопласты встречаются в созревающих плодах (томаты, шиповник, рябина, арбуз), в клетках лепестков (роза, лютик, одуванчик), в корнеплодах (морковь), в осенних листьях.

В отличие от хлоропластов форма хромопластов очень изменчива: глобулярная, фибриллярная, кристаллическая. Например, в плодах рябины хромопласты имеют вытянутую, заостренную, слегка изогнутую форму, в клетках плодов шиповника и перца красного – овальную.

Лейкопласты пигментов не содержат. Это обычно довольно мелкие пластиды. Встречаются в клетках корней, корневищ и клубней, а также в семенах, других органах, скрытых от солнечного света. Лейкопласты не имеют строго определенной формы: они бывают округлые, яйцевидные, веретенообразные, палочковидные, амебовидные, чашевидные и т.д.; причем форма их даже в одной клетке может меняться несколько раз. В клетке они скапливаются вокруг ядра.

Практическое занятие 2

Цель: изучить строение и разнообразие пластид.

Материалы и оборудование: листья элодеи канадской, традесканции (виды с красновато-фиолетовыми листьями); зрелые плоды рябины обыкновенной, розы собачьей (шиповника); 3-5 %-ный раствор сахарозы; микроскопы, пинцеты, лезвия, препарировальные иглы, предметные и покровные стекла, чашечки с водой и пипеткой, фильтровальная бумага.

Работа 1 Хлоропласты в клетках листа элодеи канадской (Elodea canadensis Michx .)

1 Приготовить препарат: снять пинцетом лист с молодой ветки элодеи, поместить на предметное стекло в каплю воды верхней стороной вверх, накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении. Изучить и зарисовать типичную клетку листа элодеи (рисунок 2.1 ) . Отметить на рисунке оболочку, хлоропласты, цитоплазму, вакуоль, ядро.

Работа 2 Хромопласты в клетках плодов рябины (Sorbus aucuparia

L .) и шиповника (Rosa canina L .)

1 Приготовить препараты: иглой взять немного мякоти из-под кожицы плода и тщательно распределить ее на предметном стекле в капле воды, после чего накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Найти и изучить хромопласты. Обратить внимание на их форму, цвет, их относительные размеры, положение в клетке.

3 Зарисовать клетку с хромопластами (рисунок 2.2 ) каждого изученного растения. Отметить на рисунке оболочку клетки, цитоплазму,

ядро, хромопласты. Сравнить форму хромопластов плодов рябины и шиповника.

Рисунок 2.1 – Хлоропласты в клетках листа элодеи канадской (Elodea canadensis) : А – вид сверху, Б – в оптическом разрезе : 1 – оболочка, 2 – цитоплазма, 3 – ядро, 4 – хлоропласты, 5 – вакуоля (из Н. С. Киселева, Н. В. Шелухин, 1969)

Рисунок 2.2 – Хромопласты в клетках плодов А – рябины (Sorbus aucuparia), В – шиповника (Rosa canina) (из Г. А. Бавтуто, 2001)

Работа 3 Лейкопласты в клетках кожицы листа традесканции

(Tradescantia virginiana L .)

1 Приготовить препарат: обвернуть лист традесканции вокруг указательного пальца левой руки так, чтобы нижняя сторона была обращена наружу. Правой рукой при помощи иглы надорвать эпидерму над средней жилкой ближе к основанию листа и пинцетом снять кусочек ее. При этом захватить и часть мякоти листа. Сорванный кусочек поместить на предметное стекло в каплю слабого раствора сахарозы и накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат сначала при малом, затем при большом увеличении микроскопа. Найти клетки с лейкопластами (рисунок 2.3). Лейкопласты лучше видны в околоустьичных клетках. Обратить внимание на форму лейкопластов, их относительный размер, положение в клетке. Нарисовать несколько клеток с лейкопластами. На рисунке отметить клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, лейкопласты.

Рисунок 2.3 – Лейкопласты в клетках кожицы листа традесканции

(Tradescantia virginiana) : 1 – оболочка, 2 – цитоплазма, 3 – ядро, 4 – лейкопласты, 5 – вакуоля (из Г. А. Бавтуто, 2001)

Вопросы для самоконтроля

1 Как вы понимаете определение «пластиды»?

2 Какие пластиды имеются в клетках зеленых растений?

3 Какие пигменты содержатся в хлоропластах, хромопластах и лейкопластах?

4 Каково происхождение пластид?

5 Какие взаимные превращения возможны между пластидами?

6 В клетках каких органов растений чаще всего можно встретить хромопласты?

1 Ботаника : Морфология и анатомия растений : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биолог. и хим. спец. / А. Е. Васильев [и др.] ; – 2-

е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1988. – С. 51 – 59.

2 Бавтуто, Г. А. Ботаника. Морфология и анатомия растений / Г. А. Бавтуто, В. М. Еремин. – Мн. : Высшая школа, 1997. – С. 63 – 69.

3 Бавтуто, Г. А. Практикум по анатомии и морфологии растений : учеб. пособие / Г. А. Бавтуто, Л. М. Ерей. – Мн. : Новое знание, 2002. –

Тема 3 Запасные вещества клетки

1 Вторичный крахмал запасающих органов картофеля (Solanum tuberosum L .)

2 Запасные вещества в клетках семян гороха посевного (Pisum sativum L .)

3 Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука репчатого

4 Кристаллы в клетках черешка бегонии (Begonia sp.)

Основные понятия по теме

Избыток накопленных в клетке веществ не участвует в обмене веществ и часто в кристаллическом или аморфном состоянии выпадает в осадок в виде включений. В функциональном отношении включения представляют собой либо временно выведенные из обмена веществ соединения — запасные вещества — либо его конечные продукты.

К запасным веществам относятся углеводы, белки и жиры (липиды). Из углеводов наиболее распространенным запасным питательным

веществом в клетке является крахмал. Если бы ассимиляционный крахмал накапливался в хлоропластах, то тормозился бы процесс фотосинтеза. Поэтому пластические вещества по мере образования оттекают в виде растворимых сахаров из листьев в другие органы растения и там накапливаются в значительных количествах. Очень часто органические вещества откладываются в виде зерен вторичного (запасного) крахмала. Их величина и форма специфичны для определенных растений.

Крахмальные зерна по структуре бывают простые, полусложные и сложные, а в зависимости от положения центра их образования — концентрические и эксцентрические.

Запасной крахмал накапливается в лейкопластах (амилопластах). При этом в их строме возникает центр крахмалообразования, вокруг которого и откладываются слои крахмала. Так как сахаров в запасающие органы днем поступает меньше, чем ночью, характер этих слоев в течение суток меняется: ночью откладывается широкий, рыхлый, темный слой, а днем

— более узкий, плотный, светлый. Это обусловливает слоистость крахмальных зерен.

Крахмальные зерна разнообразны по величине и форме (рисунок 3.1), так, для картофеля типичны крупные зерна почти правильной яйцевидной формы, состоящие из бесцветных, но не одинаково преломляющих свет слоев, чередующихся вокруг образовательного центра и сдвинутых к его более тонкому концу (эксцентрическая слоистость). Для клубней картофеля характерны сложные, полусложные и простые крахмальные

Запасные белки наиболее часто откладываются в виде зерен округлой или овальной формы, называемых алейроновыми . Эти зерна образуются вследствие выпадения в осадок белка, находящегося в вакуолях при их высыхании. Они аморфны. Если алейроновые зерна не имеют заметной внутренней структуры, их называют простыми. Иногда же в алейроновых зернах среди аморфного белка можно заметить один или несколько белковых кристаллов. В отличие от настоящих кристаллов кристаллы белка набухают в воде, слабых кислотах и щелочах, окрашиваются красителями, поэтому их называют кристаллитами. Кроме того, в алейроновых зернах встречают блестящие бесцветные тельца округлой формы — глобоиды. Алейроновые зерна, содержащие кристаллиты и глобоиды, называют сложными. При обогащении клетки водой алейроновые зерна растворяются. Алейроновые зерна каждого вида растений, подобно крахмальным зернам, имеют определенную структуру.

Запасные белки — это простые белки в отличие от конституционных белков, которые составляют основу протопласта (живой части клетки) и являются сложными белками.

Конечные продукты (катаболиты) обмена веществ клеток растений, рассматриваемые как отбросы, чаще всего имеют вид кристаллов минеральных солей (оксалата кальция, карбоната калия, кремнезема). Различают одиночные кристаллы, рафиды (пучки игловидных кристаллов), друзы (звездчатые сростки кристаллов) и др. Особенно много кристаллов щавелевокислого кальция образуется в коре деревьев, в листьях, в отмирающих чешуях луковиц.

Как правило, друзы встречаются у двудольных растений, а рафиды — у однодольных.

Практическое занятие 3

Цель: изучить морфоструктуру крахмальных и алейроновых зерен; рассмотреть кристаллические включения.

Материалы и оборудование: клубни картофеля; семена гороха посевного; сухие чешуи лука репчатого; листья бегонии; иод, растворенный в иодиде калия; глицерин; микроскопы, пинцеты, лезвия, препарировальные иглы, предметные и покровные стекла, чашечки с водой и пипеткой, фильтровальная бумага.

Работа 1 Вторичный крахмал запасающих органов картофеля

(Solanum tuberosum L .)

1 Разрезать клубень картофеля. С поверхности среза иглой соскоблить немного мутноватой массы, перенести ее на предметное стекло в каплю воды (можно кусочком клубня несколько раз провести по капле) и накрыть покровным стеклом.

2 Под микроскопом при малом увеличении найти, а при большом — рассмотреть крупное простое зерно, сложные и полусложные зерна крахмала.

3 Рядом с покровным стеклом, не поднимая его, нанести каплю йода, растворенного в йодиде калия, и при малом увеличении проследить возникновение цветной реакции.

(Запомните! Йод, растворенный в йодиде калия, является специальным реактивом на крахмал. При действии этого реактива крахмальные зерна окрашиваются (в результате образования нестойкого соединения — йодистого крахмала) в синий цвет (от светло-синего до темнофиолетового). Пользуясь этой реакцией, можно установить присутствие крахмала в любом органе.

4 Зарисовать простые, сложные и полусложные крахмальные зерна картофеля (рисунок 3.1). Отметить на рисунке образовательный центр, концентричность (или эксцентричность) слоев крахмала.

Рисунок 3.1 – Крахмальные зерна разных видов растений :

А – картофель (Solanum tuberosum) ; Б – пшеница (Triticum) ; В – овес

(Avena) ; Г – кукуруза (Zea) ; Д – рис; Е – гречка (Fagopyrum) . 1 – простое крахмальное зерно, 2 – сложное, 3 – полусложное (из В. Г. Хржановский, С. Ф. Пономаренко, 1979)

Работа 2 Запасные вещества в клетках семян гороха посевного

(Pisum sativum L .)

1 С предварительно замоченного в воде семени гороха снять кожуру, отделить одну семядолю, сделать с нее тонкие срезы и поместить их на предметное стекло в каплю воды, смешанную с глицерином.

2 При малом увеличении микроскопа рассмотреть форму клеток семядоли, найти в них крупные зерна крахмала и более мелкие алейроновые зерна.

3 Нанести на препарат каплю йода, растворенного в йодиде калия, и пронаблюдать за изменением окраски крахмальных (станут темнофиолетовыми) и белковых (станут желтыми) зерен.

4 Зарисовать несколько клеток (рисунок 3.2), отметив крахмальные зерна, их концентрическую слоистость и трещины; алейроновые зерна; оболочку и межклетники.

Рисунок 3.2 – Клетка семядоли гороха (Pisum sativum) с крахмальными и алейроновыми зернами : к.з. – крахмальное зерно; а.з. – алейроновое зерно; м.ж. – межклетник; о.к. – оболочка клетки (из В. Г. Хржановский, С. Ф. Пономаренко, 1979)

Работа 3 Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука репчатого (Аllium сера L .)

1 Выбрать более тонкий прозрачный кусочек чешуи лука, выдержанной в глицерине, и поместить его на предметное стекло в каплю глицерина.

3 При малом увеличении микроскопа рассмотреть чешую. Среди удлиненных мертвых паренхимных клеток, на большом увеличении, найти бесцветные призматические кристаллы, одиночные или попарно крестообразно сросшиеся.

4 Зарисовать несколько клеток (рисунок 3.3), отметив оболочку, одиночные, двойниковые и тройниковые кристаллы оксалата кальция.

Работа 4 Кристаллы в клетках черешка бегонии (Begonia sp.)

1 Сделать продольные срезы черешка бегонии, перенести их на предметное стекло в каплю воды и накрыть покровным стеклом.

2 При малом увеличении микроскопа найти, а при большом — рассмотреть наиболее тонкий участок среза, состоящий из тонкостенных паренхимных клеток с постенным слоем цитоплазмы.

В полости клеток, в клеточном соке локализуются одиночные кристаллы в виде ромбоэдров или их сростки — друзы. Кристаллы и друзы состоят из щавелевокислого кальция, они растворяются в минеральных кислотах (соляной, азотной, серной) без выделения пузырьков газа.

3 Зарисовать несколько клеток с одиночными кристаллами и друзами (рисунок 3.3), обозначив их на рисунке.

Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Ответов: 1 | Категория вопроса: Подготовка к ЕГЭ

Оцените статью
( Пока оценок нет )
ДачныйУголок
Добавить комментарий