Русские народные лоскутные одеяла

Рубрики

  • история славян (1503)
  • в мире интересного (1036)
  • славянские традиции (969)
  • Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе (26)
  • славянский след в истории (597)
  • помоги себе сам (579)
  • родноверие (555)
  • мир природы (553)
  • актуальные темы (493)
  • мифы, легенды, сказки (480)
  • Северные сказки (68)
  • славянские сказы (8)
  • в мире прекрасного (465)
  • видео (453)
  • Родные Боги (450)
  • Боги-покровители славян (17)
  • здоровый образ жизни (429)
  • древняя история (360)
  • мир растений (353)
  • народная медицина (333)
  • славянская мифология (324)
  • загадки истории (305)
  • музыка (301)
  • славянская музыка (72)
  • "Мельница", Хелависа (32)
  • Песни Николая Емелина (15)
  • Игорь Тальков (10)
  • бардовская песня (8)
  • Елена Камбурова (6)
  • песни для детей (5)
  • лекарственные растения (293)
  • археология (272)
  • славянские праздники (270)
  • детям (248)
  • древние цивилизации (247)
  • в мире животных (204)
  • русский язык (190)
  • белая раса (184)
  • славянские символы, руны (168)
  • славянские художники (168)
  • Валентин Барсков. Чудесная вера славян. (7)
  • рукоделие, мастер-классы (150)
  • вязание (9)
  • рецепты (134)
  • наука выживания (126)
  • язычество (117)
  • славянские корни праздников (112)
  • фальсификация истории (109)
  • книги (109)
  • сад и огород (101)
  • геноцид русского народа (99)
  • славянская одежда (87)
  • художники-иллюстраторы сказок (74)
  • родовые поселения, экопоселения (72)
  • стихи (69)
  • Наши русские мультфильмы (64)
  • народные промыслы, ремёсла (57)
  • Азбука русского языка, буквари (53)
  • Волки (53)
  • загадки космоса (53)
  • легенды и мифы о цветах (52)
  • Ирландия, кельты (52)
  • Животные в славянской мифологии (51)
  • Михаил Задорнов (46)
  • космоэнергетика, эзотерика (43)
  • Сергей Алексеев (42)
  • С. Алексеев. Сорок уроков русского (13)
  • Сергей Алексеев. Изгой Великий (4)
  • Всё о Новом Годе (37)
  • история славян в кино (36)
  • деревянное зодчество Руси (34)
  • исторический ликбез (32)
  • Всё о воде (30)
  • русские сказки (к/ф) (25)
  • О вреде алкоголя и курения (24)
  • Мой родной край: Кубань, Темрюк, Тамань (22)
  • гимнастика для красоты и здоровья (20)
  • Князь Светослав (20)
  • психология, практики, техники (20)
  • юмор (17)
  • Любовь Рыжкова-Гришина. Волшебный букварь (16)
  • Учимся рисовать! (15)
  • А.И.Асов. Свято-Русские Веды. Книга Велеса (15)
  • Оформление, фоны (15)
  • Ведруссы (от Лады_Лялиной) (10)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 10:13 + в цитатник

Лоскутные одеяла на Руси появились в X—XI веках. И хотя шились они из старой одежды, но являлиcь в определённой степени роскошью. Ведь одежда, сшитая из натуральных материалов, носилась долго, передаваясь из поколения в поколение. На Руси лоскутные одеяла считались оберегами. Мать шила новорождённому одеяло из собственной одежды, таким образом защищая его от злых сил.

В старину на свадьбу обязательно шили лоскутное одеяло . Для него собирали лоскутки от одежды жениха и невесты, их родных и близких с пожеланиями добра и счастья молодой семье. Такое одеяло становилось оберегом и передавалось по наследству как семейная реликвия

Лоскутное шитье сейчас — это самостоятельное направление в моде. Из кусочков ткани изготавливают одежду, аксессуары, покрывала, одеяла, подушки, панно. Существуют целые печатные издания, содержащие разнообразные схемы для составления орнаментов. Созданы школы и клубы, обучающие пэчворку. Этому искусству посвящают выставки и международные фестивали. Музеи Европы, России, США содержат большие коллекции изделий в стиле лоскутной техники «Patchwork». Из обычных кусочков ткани мастера такие творения создают!

.

Удовольствие при создании лоскутных вещей получаешь огромное. И даже приятно быть начинающим в таком современном и в то же время очень древнем мастерстве

.

Из лоскутков шили и в глубокой древности, но до наших дней сохранились лишь единичные экземпляры. На древнеегипетских фресках изображены лоскутные полотна, в захоронениях скифов нашли остатки стеганых одеял с орнаментом, на Востоке также шили одежду и одеяла с аппликацией.

Вещи недолговечны, поэтому трудно судить, где и как широко в древнем мире использовали лоскутное шитье. Сейчас оно распространено во многих странах мира и называется «пэчворк» или «квилт». Эти направления появились несколько столетий назад.

Пэчворк – это аппликация или шитьё из лоскутков, когда мелкие детали накладываются на более крупные. В переводе с английского языка означает «лоскутная работа»

.

Считают, что зародился он в Англии, когда в 16 веке там появились ситцевые и шелковые ткани с Востока с ярким орнаментом. Расшитое восточное одеяло в доме в то время стало служить символом достатка. Привозные ткани были дороги, поэтому экономные англичанки после кроя одежды из них стали использовать и остатки. Из ярких лоскутков шили аппликации, накладывая их на льняное или шерстяное полотно. Так стали рождаться настоящие рукодельные шедевры.

Квилт, или квилтинг (от англ. quilt – «стежка», quilting – «сшивание») – включает и пэчворк, и вышивку, и аппликацию.

Эта техника шитья появилась в Америке среди переселенцев из Старого света. Из-за того, что не хватало денег на новые вещи или их просто негде было купить, находчивые женщины стали шить одежду и одеяла из хороших кусков старой одежды. Вначале слово «квилт» обозначало только стеганое одеяло из лоскутков. Затем так стали называть все, что шилось из кусочков

Читать также  Как растопить садовый вар для деревьев

.

Сейчас для изделий из лоскутков применяют ткани любого вида и расцветки. Собирают рисунок по специальной схеме. Известно более 4000 уже готовых схем. В их названиях – вся история развития лоскутного творчества, жизнь и чувства мастериц, их социальный уровень и жизненные интересы.

Когда в 1850 году появилась швейная машинка, то работать с лоскутками стало гораздо проще. Освободилось время для творчества. Повышенный интерес к пэчворку проснулся в женщинах с 70-х годов прошлого века и не ослабевает до нашего времени.

Лоскутное шитье стало развиваться и у нас, когда в конце 18 века купцы стали привозить дорогой заморский ситец. Очень уж красивы были ткани, жалко было даже остатки кроя выбрасывать. Они сшивались мастерицами в красивый орнамент.

В XIX веке, с возникновением машинного производства, появились дешевые хлопчатобумажные ткани с рисунком. Россия расцвела ситцевыми кофтами, косыночками, рубахами, сарафанами. Русские женщины старым вещам и ярким тряпочкам дарили вторую жизнь, научившись шить из них одеяла, занавески, подушки, коврики. Яркое лоскутное одеяло было почти в каждой крестьянской избе.

В приданом невесты такое одеяло занимало почетное место. И для новорожденных обязательно шили цветное одеяльце. Натуральные ткани очень долго хранят запахи. Считалось, что младенцу в одеяльце с «родным» запахом было спокойнее, оно служило оберегом для малыша.

Полезные стороны лоскутного шитья

Первая сторона – практическая. Вы используете старые вещи. И не выбросили, и место освободили, и не потратились!

Вторая сторона – творческая. Полет фантазии не ограничен! Это так же, как пазлы собирать. Помните такую детскую забаву? Тогда пэчворк точно вам понравится.

Третья сторона – не материальная, но очень согревающая. В эту вещь вы вложите свою душу, свой труд. Ее разноцветные кусочки будут напоминать вам о любимых вещах, о светлых моментах жизни. Ваше изделие обязательно украсит дом и добавит в нем уюта и тепла.

Кроме того, их можно подарить близким или друзьям. И сейчас это будет очень модным и приятным подарком.

Когда начинаешь работу, понимаешь, что самое трудное в ней – красиво сочетать разноцветные кусочки, составить узор так, чтобы вся работа была гармонична. Простой и самый верный способ выбора рисунка использовали еще наши бабушки. Они прикладывали лоскуты друг к другу и смотрели, какое сочетание им нравится. Потом лоскутки откладывали, а через время снова смотрели. Если рисунок не разонравился – они приступали к шитью.

Старинные лоскутные одеяла и аппликации обладают магической силой, завораживают и притягивают. Лоскутное шитье встречается в культурах многих народов мира. В музеях Карелии сохранились образцы этого народного творчества. Русский Север сравнивают с творческой лабораторией . Этот край не порабощала татаро-монгольская орда, здесь не было крепостного права, не было шведов и сюда не дошли немецкие фашисты. Здесь в глухих деревнях еще хранятся в бабушкиных сундуках домотканая одежда, лоскутные одеяла и вышитые полотенца. Здесь, как нигде в России, сохранились традиции и история.

Есть интересная притча о лоскутном шитье, в которой говорится, что у одной женщины было все – дом, семья, достаток, но она потеряла смысл в жизни и пришла за помощью к мудрецу. Он ей посоветовал для каждого происходящего с ней события подобрать соответствующий, большой или маленький, но обязательно цветной лоскуток, и сшить их вместе. Женщина долго трудилась, вспоминая и собирая кусочки своей жизни. Закончив работу и взглянув на свое лоскутное одеяло, она поняла, что жизнь у нее, на самом деле, яркая и полезная.

Необъяснимо, но факт — антикварные вещи завораживают и притягивают к себе, старинные вышивки и лоскутные одеяла обладают магической силой, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров , созданных несколько веков назад. Если захотите добавить тепла и разнообразия в свою жизнь, попробуйте и вы собрать лоскутную работу. Удачи!

Вид ремесла, который так и не стал промыслом, но всегда очень популярен

  • Исторический период XVII в.
  • Вид рукоделие
  • Техники лоскутное, шитьё
  • Материалы нитки, текстиль
  • Изделия изготовление предметов быта

Бережливость и красота

Сказать конкретно, откуда, из какой страны, пошло ремесло лоскутного шитья, затрудняются даже специалисты.

Скорее всего подобные мысли, о рациональном использовании ценных кусочков ткани, возникали у хозяек в разных странах, разной национальности.

Коврик, Архангельская область Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

В Россию первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.

Одеяло №1, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь) Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Ценилось конечно и домотканое полотно, бытовавшее задолго ло появления английских ситцев. Известный сборник «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что уже в XVII веке, в среде старообрядцев, использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.

Читать также  Как укоренить лавровую веточку

Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврик Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Собранное из разноцветных кусочков одеяло или яркий коврик вносили разнообразие в обыденную жизнь, служили украшением жилища.

Первыми лоскутными работами были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику.

Развитие

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.

Покрывало, из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.

А как же без традиций

В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.

Одеяло в технике «Русский квадрат» Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

Одеяло из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:

  • «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов),
  • «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу),
  • «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).

Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

«Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей».

Разное отношение

В разные времена существования техники лоскутного шитья на Руси к нему относились по разному.

Украшение, авт.Наталья Вихрова Наталья Вихрова, CC BY-SA 3.0

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств.

Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.

Рисунки-символы Сочинской олимпиады Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Пока нет музея

Не так давно в нашей стране была создана «Ассоциация мастеров лоскутного шитья России» (Russian Quilters Association), которая призвана объединить творческие ресурсы российского квилтинга, поддержать развитие этого вида народного искусства, помочь мастерам и начинающим, популяризировать и распространять знания об этом народном ремесленном искусстве.

В статье на сайте ассоциации говорится:

«В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники — это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения.

Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла — не уместишь на нескольких стендах. и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире — совсем не временное увлечение.

Пока нет музея, предоставляем Вам возможность на сайте нашей ассоциации оценить по достоинству уровень лоскутных работ, созданных руками российских мастеров.»

В статье использованы:

Материалы с сайта www.quilters.ru, а так же из книги Светланы Ращупкиной «Лоскутное шитье и аппликация».

Читать также  Роза госпел фото и описание отзывы

Фотогалерея

Полезная информация

Узнаваемый образ

В 2014 году, на Зимних Олимпийских играх в Сочи, визуальный, собирательный образ лоскутного одеяла был принят как один из узнаваемых образов, связанных с Россией.

О том, что это такое

Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков).

В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции.

Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий .

История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно, везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде.

Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э. В одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

Цитата из книги

С.Ю.Расщупкина в своей книге «Лоскутное шитье и аппликация» пишет:

«Ширина ситцевых полотен составляла 75—80 см, а потому после раскроя одежды оставалось много разных кусочков, которыми бережливые хозяйки удлиняли детскую одежду, украшали рукава, оплечья, подолы своих рубашек.

Самые маленькие кусочки и лоскутки от сохранившейся одежды сшивали в единое полотно, создавая разноцветную мозаику из полосок, треугольников и квадратов ярких контрастных цветов.

Из такого полотна делали одеяла, подушки, занавески, коврики и т. д. Из лоскутков делали и объемные изделия. Для чего их вырезали по лекалам и складывали треугольниками. Каждый такой треугольник накладывали на основу из плотной ткани рядами и прострачивали по периметру. Во втором варианте лоскуты ткани скручивали в жгуты, заплетали их в косички, выкладывали по кругу и сшивали вместе. Таким образом делали половики, подкладки для сиденья на стулья и скамейки.

Непременным атрибутом каждого деревенского дома стало лоскутное одеяло. Его в обязательном порядке готовили и в приданое каждой девушки. Постепенно интерес к лоскутному шитью угасал, и этим видом рукоделия занимались только бабушки, которые по старинке сберегали каждый лоскуток. Оно также, к сожалению, не вошло в перечень ремесел, которые поддерживало государство.

В 1970-е гг. народный фольклор вошел в моду, поэтому снова возник интерес и к лоскутному шитью. Многие музеи стали собирать различные изделия, выполненные по этой технологии, заинтересовались ими и профессионалы.

В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к одному из видов искусства, а потому оно уже не используется только в утилитарных целях.»

РАМОНСКАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА ПОБЕДИЛА В КОНКУРСЕ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ «С ЛЮБОВЬЮ ИЗ ВОРОНЕЖА»

Татьяна Саушкина сделала куклу в образе сказительницы Куприянихи.

Народный мастер из Рамони, 62-летняя Татьяна Саушкина, победила в областном онлайн-конкурсе ремесленно-сувенирной продукции «С любовью из Воронежа». Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщили в отделе культуры районной администрации в среду, 4 сентября.
Показать полностью…

Онлайн-конкурс проводил Воронежский областной центр народного творчества и кино с 1 по 20 августа. Итоги подвели в понедельник, 2 сентября. Татьяна Саушкина стала лауреатом в номинации «Сувенирная продукция, связанная с выдающейся личностью, прославившей Воронежскую область». Жюри отметило ее работу «Куприяниха» (сказительница Анна Куприяновна Барышникова).

– Это сувенирная текстильная кукла, сделанная на основе народной традиционной скрутки. Прообразом послужила воронежская сказительница Анна Куприяновна Барышникова. На поиск темы и изготовление куклы у меня ушло около месяца. Победа в конкурсе – подарок к моему дню рождения. Также я представляла еще две работы «Рамоночка» и «Рамониха», – рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» Татьяна Саушкина.

В 2017 Татьяна Саушкина получила почетное звание «Народный мастер Воронежской области». Женщина изготавливает народные сувенирные куклы.

Конкурс ремесленно-сувенирной продукции проводится с целью сохранения, развития лучших ремесленных традиций Воронежской области, их популяризации и интеграции в современную жизнь, выявления и поддержки талантливых авторов.

В конкурсе участвовали 48 мастеров декоративно-прикладного искусства из 19 районов региона и один Дом ремесел.

Бабушка Куприяниха – так звали в родной деревне Анну Куприяновну Барышникову, одну из наиболее талантливых и одаренных сказителей Воронежского края. Родилась в деревне Чуриково Землянскго уезда 24 августа 1869 года. Крестьянка. Жила в селе Большая Верейка Рамонского района. Любовь к русской сказке унаследовала от деда Левона Колоткова и отца Куприяна. В 1925 году фольклористы начали записывать сказки «бабки Куприянихи». Всего записано более 120 сказок. Анну Барышникову приняли в Союз писателей, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Умерла сказительница в 1954 году.

СКАЗКИ БАБУШКИ КУПРИЯНИХИ ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ ПОСТЕ: https://vk.com/club144961270?w=wall-144961270_825

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector