–Рубрики
- история славян (1503)
- в мире интересного (1036)
- славянские традиции (969)
- Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе (26)
- славянский след в истории (597)
- помоги себе сам (579)
- родноверие (555)
- мир природы (553)
- актуальные темы (493)
- мифы, легенды, сказки (480)
- Северные сказки (68)
- славянские сказы (8)
- в мире прекрасного (465)
- видео (453)
- Родные Боги (450)
- Боги-покровители славян (17)
- здоровый образ жизни (429)
- древняя история (360)
- мир растений (353)
- народная медицина (333)
- славянская мифология (324)
- загадки истории (305)
- музыка (301)
- славянская музыка (72)
- "Мельница", Хелависа (32)
- Песни Николая Емелина (15)
- Игорь Тальков (10)
- бардовская песня (8)
- Елена Камбурова (6)
- песни для детей (5)
- лекарственные растения (293)
- археология (272)
- славянские праздники (270)
- детям (248)
- древние цивилизации (247)
- в мире животных (204)
- русский язык (190)
- белая раса (184)
- славянские символы, руны (168)
- славянские художники (168)
- Валентин Барсков. Чудесная вера славян. (7)
- рукоделие, мастер-классы (150)
- вязание (9)
- рецепты (134)
- наука выживания (126)
- язычество (117)
- славянские корни праздников (112)
- фальсификация истории (109)
- книги (109)
- сад и огород (101)
- геноцид русского народа (99)
- славянская одежда (87)
- художники-иллюстраторы сказок (74)
- родовые поселения, экопоселения (72)
- стихи (69)
- Наши русские мультфильмы (64)
- народные промыслы, ремёсла (57)
- Азбука русского языка, буквари (53)
- Волки (53)
- загадки космоса (53)
- легенды и мифы о цветах (52)
- Ирландия, кельты (52)
- Животные в славянской мифологии (51)
- Михаил Задорнов (46)
- космоэнергетика, эзотерика (43)
- Сергей Алексеев (42)
- С. Алексеев. Сорок уроков русского (13)
- Сергей Алексеев. Изгой Великий (4)
- Всё о Новом Годе (37)
- история славян в кино (36)
- деревянное зодчество Руси (34)
- исторический ликбез (32)
- Всё о воде (30)
- русские сказки (к/ф) (25)
- О вреде алкоголя и курения (24)
- Мой родной край: Кубань, Темрюк, Тамань (22)
- гимнастика для красоты и здоровья (20)
- Князь Светослав (20)
- психология, практики, техники (20)
- юмор (17)
- Любовь Рыжкова-Гришина. Волшебный букварь (16)
- Учимся рисовать! (15)
- А.И.Асов. Свято-Русские Веды. Книга Велеса (15)
- Оформление, фоны (15)
- Ведруссы (от Лады_Лялиной) (10)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Понедельник, 22 Октября 2012 г. 10:13 + в цитатник
Лоскутные одеяла на Руси появились в X—XI веках. И хотя шились они из старой одежды, но являлиcь в определённой степени роскошью. Ведь одежда, сшитая из натуральных материалов, носилась долго, передаваясь из поколения в поколение. На Руси лоскутные одеяла считались оберегами. Мать шила новорождённому одеяло из собственной одежды, таким образом защищая его от злых сил.
В старину на свадьбу обязательно шили лоскутное одеяло . Для него собирали лоскутки от одежды жениха и невесты, их родных и близких с пожеланиями добра и счастья молодой семье. Такое одеяло становилось оберегом и передавалось по наследству как семейная реликвия
Лоскутное шитье сейчас – это самостоятельное направление в моде. Из кусочков ткани изготавливают одежду, аксессуары, покрывала, одеяла, подушки, панно. Существуют целые печатные издания, содержащие разнообразные схемы для составления орнаментов. Созданы школы и клубы, обучающие пэчворку. Этому искусству посвящают выставки и международные фестивали. Музеи Европы, России, США содержат большие коллекции изделий в стиле лоскутной техники «Patchwork». Из обычных кусочков ткани мастера такие творения создают!
.
Удовольствие при создании лоскутных вещей получаешь огромное. И даже приятно быть начинающим в таком современном и в то же время очень древнем мастерстве
.
Из лоскутков шили и в глубокой древности, но до наших дней сохранились лишь единичные экземпляры. На древнеегипетских фресках изображены лоскутные полотна, в захоронениях скифов нашли остатки стеганых одеял с орнаментом, на Востоке также шили одежду и одеяла с аппликацией.
Вещи недолговечны, поэтому трудно судить, где и как широко в древнем мире использовали лоскутное шитье. Сейчас оно распространено во многих странах мира и называется «пэчворк» или «квилт». Эти направления появились несколько столетий назад.
Пэчворк – это аппликация или шитьё из лоскутков, когда мелкие детали накладываются на более крупные. В переводе с английского языка означает «лоскутная работа»
.
Считают, что зародился он в Англии, когда в 16 веке там появились ситцевые и шелковые ткани с Востока с ярким орнаментом. Расшитое восточное одеяло в доме в то время стало служить символом достатка. Привозные ткани были дороги, поэтому экономные англичанки после кроя одежды из них стали использовать и остатки. Из ярких лоскутков шили аппликации, накладывая их на льняное или шерстяное полотно. Так стали рождаться настоящие рукодельные шедевры.
Квилт, или квилтинг (от англ. quilt – «стежка», quilting – «сшивание») – включает и пэчворк, и вышивку, и аппликацию.
Эта техника шитья появилась в Америке среди переселенцев из Старого света. Из-за того, что не хватало денег на новые вещи или их просто негде было купить, находчивые женщины стали шить одежду и одеяла из хороших кусков старой одежды. Вначале слово «квилт» обозначало только стеганое одеяло из лоскутков. Затем так стали называть все, что шилось из кусочков
.
Сейчас для изделий из лоскутков применяют ткани любого вида и расцветки. Собирают рисунок по специальной схеме. Известно более 4000 уже готовых схем. В их названиях – вся история развития лоскутного творчества, жизнь и чувства мастериц, их социальный уровень и жизненные интересы.
Когда в 1850 году появилась швейная машинка, то работать с лоскутками стало гораздо проще. Освободилось время для творчества. Повышенный интерес к пэчворку проснулся в женщинах с 70-х годов прошлого века и не ослабевает до нашего времени.
Лоскутное шитье стало развиваться и у нас, когда в конце 18 века купцы стали привозить дорогой заморский ситец. Очень уж красивы были ткани, жалко было даже остатки кроя выбрасывать. Они сшивались мастерицами в красивый орнамент.
В XIX веке, с возникновением машинного производства, появились дешевые хлопчатобумажные ткани с рисунком. Россия расцвела ситцевыми кофтами, косыночками, рубахами, сарафанами. Русские женщины старым вещам и ярким тряпочкам дарили вторую жизнь, научившись шить из них одеяла, занавески, подушки, коврики. Яркое лоскутное одеяло было почти в каждой крестьянской избе.
В приданом невесты такое одеяло занимало почетное место. И для новорожденных обязательно шили цветное одеяльце. Натуральные ткани очень долго хранят запахи. Считалось, что младенцу в одеяльце с «родным» запахом было спокойнее, оно служило оберегом для малыша.
Полезные стороны лоскутного шитья
Первая сторона – практическая. Вы используете старые вещи. И не выбросили, и место освободили, и не потратились!
Вторая сторона – творческая. Полет фантазии не ограничен! Это так же, как пазлы собирать. Помните такую детскую забаву? Тогда пэчворк точно вам понравится.
Третья сторона – не материальная, но очень согревающая. В эту вещь вы вложите свою душу, свой труд. Ее разноцветные кусочки будут напоминать вам о любимых вещах, о светлых моментах жизни. Ваше изделие обязательно украсит дом и добавит в нем уюта и тепла.
Кроме того, их можно подарить близким или друзьям. И сейчас это будет очень модным и приятным подарком.
Когда начинаешь работу, понимаешь, что самое трудное в ней – красиво сочетать разноцветные кусочки, составить узор так, чтобы вся работа была гармонична. Простой и самый верный способ выбора рисунка использовали еще наши бабушки. Они прикладывали лоскуты друг к другу и смотрели, какое сочетание им нравится. Потом лоскутки откладывали, а через время снова смотрели. Если рисунок не разонравился – они приступали к шитью.
Старинные лоскутные одеяла и аппликации обладают магической силой, завораживают и притягивают. Лоскутное шитье встречается в культурах многих народов мира. В музеях Карелии сохранились образцы этого народного творчества. Русский Север сравнивают с творческой лабораторией . Этот край не порабощала татаро-монгольская орда, здесь не было крепостного права, не было шведов и сюда не дошли немецкие фашисты. Здесь в глухих деревнях еще хранятся в бабушкиных сундуках домотканая одежда, лоскутные одеяла и вышитые полотенца. Здесь, как нигде в России, сохранились традиции и история.
Есть интересная притча о лоскутном шитье, в которой говорится, что у одной женщины было все – дом, семья, достаток, но она потеряла смысл в жизни и пришла за помощью к мудрецу. Он ей посоветовал для каждого происходящего с ней события подобрать соответствующий, большой или маленький, но обязательно цветной лоскуток, и сшить их вместе. Женщина долго трудилась, вспоминая и собирая кусочки своей жизни. Закончив работу и взглянув на свое лоскутное одеяло, она поняла, что жизнь у нее, на самом деле, яркая и полезная.
Необъяснимо, но факт – антикварные вещи завораживают и притягивают к себе, старинные вышивки и лоскутные одеяла обладают магической силой, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров , созданных несколько веков назад. Если захотите добавить тепла и разнообразия в свою жизнь, попробуйте и вы собрать лоскутную работу. Удачи!
Вид ремесла, который так и не стал промыслом, но всегда очень популярен
- Исторический период XVII в.
- Вид рукоделие
- Техники лоскутное, шитьё
- Материалы нитки, текстиль
- Изделия изготовление предметов быта
Бережливость и красота
Сказать конкретно, откуда, из какой страны, пошло ремесло лоскутного шитья, затрудняются даже специалисты.
Скорее всего подобные мысли, о рациональном использовании ценных кусочков ткани, возникали у хозяек в разных странах, разной национальности.
Коврик, Архангельская область Римма Быбина, CC BY-SA 3.0
В Россию первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.
Одеяло №1, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь) Римма Быбина, CC BY-SA 3.0
Ценилось конечно и домотканое полотно, бытовавшее задолго ло появления английских ситцев. Известный сборник «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что уже в XVII веке, в среде старообрядцев, использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.
Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврик Римма Быбина, CC BY-SA 3.0
Собранное из разноцветных кусочков одеяло или яркий коврик вносили разнообразие в обыденную жизнь, служили украшением жилища.
Первыми лоскутными работами были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику.
Развитие
Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.
Покрывало, из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области Римма Быбина, CC BY-SA 3.0
Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.
А как же без традиций
В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.
Одеяло в технике «Русский квадрат» Римма Быбина, CC BY-SA 3.0
Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.
Одеяло из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области Римма Быбина, CC BY-SA 3.0
В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:
- «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов),
- «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу),
- «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).
Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.
«Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей».
Разное отношение
В разные времена существования техники лоскутного шитья на Руси к нему относились по разному.
Украшение, авт.Наталья Вихрова Наталья Вихрова, CC BY-SA 3.0
В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.
После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств.
Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.
Рисунки-символы Сочинской олимпиады Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.
Пока нет музея
Не так давно в нашей стране была создана «Ассоциация мастеров лоскутного шитья России» (Russian Quilters Association), которая призвана объединить творческие ресурсы российского квилтинга, поддержать развитие этого вида народного искусства, помочь мастерам и начинающим, популяризировать и распространять знания об этом народном ремесленном искусстве.
В статье на сайте ассоциации говорится:
«В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники – это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения.
Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла — не уместишь на нескольких стендах. и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире – совсем не временное увлечение.
Пока нет музея, предоставляем Вам возможность на сайте нашей ассоциации оценить по достоинству уровень лоскутных работ, созданных руками российских мастеров.»
В статье использованы:
Материалы с сайта www.quilters.ru, а так же из книги Светланы Ращупкиной «Лоскутное шитье и аппликация».
Фотогалерея
Полезная информация
Узнаваемый образ
В 2014 году, на Зимних Олимпийских играх в Сочи, визуальный, собирательный образ лоскутного одеяла был принят как один из узнаваемых образов, связанных с Россией.
О том, что это такое
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков).
В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции.
Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий .
История
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно, везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде.
Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э. В одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
Цитата из книги
С.Ю.Расщупкина в своей книге «Лоскутное шитье и аппликация» пишет:
«Ширина ситцевых полотен составляла 75—80 см, а потому после раскроя одежды оставалось много разных кусочков, которыми бережливые хозяйки удлиняли детскую одежду, украшали рукава, оплечья, подолы своих рубашек.
Самые маленькие кусочки и лоскутки от сохранившейся одежды сшивали в единое полотно, создавая разноцветную мозаику из полосок, треугольников и квадратов ярких контрастных цветов.
Из такого полотна делали одеяла, подушки, занавески, коврики и т. д. Из лоскутков делали и объемные изделия. Для чего их вырезали по лекалам и складывали треугольниками. Каждый такой треугольник накладывали на основу из плотной ткани рядами и прострачивали по периметру. Во втором варианте лоскуты ткани скручивали в жгуты, заплетали их в косички, выкладывали по кругу и сшивали вместе. Таким образом делали половики, подкладки для сиденья на стулья и скамейки.
Непременным атрибутом каждого деревенского дома стало лоскутное одеяло. Его в обязательном порядке готовили и в приданое каждой девушки. Постепенно интерес к лоскутному шитью угасал, и этим видом рукоделия занимались только бабушки, которые по старинке сберегали каждый лоскуток. Оно также, к сожалению, не вошло в перечень ремесел, которые поддерживало государство.
В 1970-е гг. народный фольклор вошел в моду, поэтому снова возник интерес и к лоскутному шитью. Многие музеи стали собирать различные изделия, выполненные по этой технологии, заинтересовались ими и профессионалы.
В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к одному из видов искусства, а потому оно уже не используется только в утилитарных целях.»
РАМОНСКАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА ПОБЕДИЛА В КОНКУРСЕ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ «С ЛЮБОВЬЮ ИЗ ВОРОНЕЖА»
Татьяна Саушкина сделала куклу в образе сказительницы Куприянихи.
Народный мастер из Рамони, 62-летняя Татьяна Саушкина, победила в областном онлайн-конкурсе ремесленно-сувенирной продукции «С любовью из Воронежа». Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщили в отделе культуры районной администрации в среду, 4 сентября.
Показать полностью…
Онлайн-конкурс проводил Воронежский областной центр народного творчества и кино с 1 по 20 августа. Итоги подвели в понедельник, 2 сентября. Татьяна Саушкина стала лауреатом в номинации «Сувенирная продукция, связанная с выдающейся личностью, прославившей Воронежскую область». Жюри отметило ее работу «Куприяниха» (сказительница Анна Куприяновна Барышникова).
– Это сувенирная текстильная кукла, сделанная на основе народной традиционной скрутки. Прообразом послужила воронежская сказительница Анна Куприяновна Барышникова. На поиск темы и изготовление куклы у меня ушло около месяца. Победа в конкурсе – подарок к моему дню рождения. Также я представляла еще две работы «Рамоночка» и «Рамониха», – рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» Татьяна Саушкина.
В 2017 Татьяна Саушкина получила почетное звание «Народный мастер Воронежской области». Женщина изготавливает народные сувенирные куклы.
Конкурс ремесленно-сувенирной продукции проводится с целью сохранения, развития лучших ремесленных традиций Воронежской области, их популяризации и интеграции в современную жизнь, выявления и поддержки талантливых авторов.
В конкурсе участвовали 48 мастеров декоративно-прикладного искусства из 19 районов региона и один Дом ремесел.
Бабушка Куприяниха – так звали в родной деревне Анну Куприяновну Барышникову, одну из наиболее талантливых и одаренных сказителей Воронежского края. Родилась в деревне Чуриково Землянскго уезда 24 августа 1869 года. Крестьянка. Жила в селе Большая Верейка Рамонского района. Любовь к русской сказке унаследовала от деда Левона Колоткова и отца Куприяна. В 1925 году фольклористы начали записывать сказки «бабки Куприянихи». Всего записано более 120 сказок. Анну Барышникову приняли в Союз писателей, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Умерла сказительница в 1954 году.
СКАЗКИ БАБУШКИ КУПРИЯНИХИ ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ ПОСТЕ: https://vk.com/club144961270?w=wall-144961270_825