Сейчас апрель медлительная весна

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ

Отцовский домашний кабинет не был похож на гранитный рай моих обычных прогулок, он уводил в чужой мир. Прежде всего — кресло с балалайкой и надписью на дужке: «Тише едешь, дальше будешь». А в черствой обстановке торговой комнаты книжный шкап-чик. На нижней полке книги не стояли корешок к корешку, а лежали руинами. Но выше располагался книжный строй: Пушкин, в черно-бурой коленкоровой ряске, Достоевский, картонный, обтянутый кожицей. О нем говорили, что он «тяжелый». Тургенев был всеми разрешенный и открытый. (О. Мандельштам.)

(76 слов. Буквы о — е после шипящих, ь после шипящих, буквы ы — и после ц, правописание глухих и звонких согласных.)

1. Озаглавьте текст.

2. Укажите количество букв и звуков в словах отцовский ( I вариант), надписью ( II вариант).

3. Произведите фонетический разбор слов обтянутый ( I вариант), тяжелый ( II вариант).

4. Выпишите из 1-го предложения согласные, парные по звонкости — глухости ( I вариант), по твердости — мягкости ( II вариант).

Рижское взморье — это целая страна. Славится вязким, удивительно мелким и чистым желтым песочком, дырявыми дощатыми мостками через двадцативерстную дачную Сахару. Размах этой местности не сравнится ни с какими курортами. Мостики, палисадники, стеклянные шары тянутся нескончаемым городищем на измолотом в пшеницу песке. Детский плач и рулады певцов не молкнут в лабиринте кухонных садов. По редким сосновым перелескам блуждают бродячие оркестры: две трубы калачом, кларнет, тромбон — и выдувают медную фальшь, разражаются лошадиным маршем. (По О. Мандельштаму.)

(71 слово. Правописание глухих и звонких согласных, разделительного ь, непроизносимых согласных; безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова; буквы о — е после шипящих. Тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при однородных членах, в сложном предложении.)

1. Объясните роль буквы ь в словах взморье ( I вариант), фальшь ( II вариант).

2. Укажите слоги в словах дырявыми, тянутся ( I вариант), мостики, детский ( II вариант).

3. Произведите фонетический разбор слов медную ( I вариант), взморье ( II вариант).

4. Графически объясните пунктуацию в указанных учителем предложениях (пунктуационный разбор).

Господин Кругликов подошел к светильне, зажег свечу и повернулся. Перед ним стояла новая фигура: человек в дохе с капюшоном, запорошенный снегом. Из-под оленьего мешка глядели два черных глаза, которые слегка косили, и виднелось бледное лицо, тонкий нос, длинные распушенные усы.

— Самовар! — буркнул он.

Две бумажки мелькнули в воздухе, серебро со звоном покатилось на пол. Человек исчез за дверью, и через минуту колокольчики забились на реке под обрывом. (По В. Г. Короленко.)

(71 слово. Правописание звонких и глухих согласных в корне и на стыке морфем, употребление ь, буквы о — е после шипящих, правописание предлогов. Знаки препинания при диалоге, однородных членах, в сложном предложении.)

1. Укажите в 1-м предложении текста, какие буквы обозначают твердые и глухие согласные (I вариант), звонкие и мягкие согласные (II вариант).

2. Разбейте на слоги слова пожалуйте (I вариант), повернулся (II вариант).

3. Произведите фонетический разбор слов зажег (I вариант), готов (II вариант).

4. Что обозначает буква ё в словах чёрный (I вариант), зажёг (II вариант)?

Сейчас апрель — медлительная весна, с последними клочьями тающего снега, с разъедающими его туманами. Местность безлюдна. Деревеньки малые, с черными избами под соломенными крышами. Сизый дым вьется над ними. В сторону от дороги уходит прямая аллея, в конце аллеи ров, через него мостик ведет к тяжелым запертым воротам. На башенке дозорный в меховой шапке с пером. Курьеры скачут мимо. Вот еще одна деревня, но в ней ни души. Подъехавшие поближе всадники останавливают коней. Черные балки уныло торчат, пахнет гарью. «Смотри, Тимоха, каково разоренье», — говорит в раздумье царский курьер. (По Л. Рубинштейну.)

(87 слов. Употребление ъ и ь, двойные согласные, буквы о — е после шипящих, правописание окончаний прилагательных, существительных, глаголов. Знаки препинания при прямой речи, обращении, однородных членах, в сложном предложении.)

1. Проанализируйте употребление букв ъ и ъ в 1-м и 2-м абзаце (I вариант), во 2-й половине диктанта (II вариант).

2. Произведите фонетический разбор слов башенке (I вариант), мостик (II вариант).

3. Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я в словах 1-го абзаца (I вариант), 2-го абзаца (II вариант)?

4. Произведите синтаксический разбор указанного предложения.

После первой весенней прогулки мальчик пролежал несколько дней в бреду. Максим понял, что странная тревога мальчика и внезапный обморок объяснялись обилием впечатлений. По мере выздоровления его водили по комнатам, выводили на крыльцо, на двор, в сад. Мать объясняла слепому сыну поражавшие его звуки: «А вот из-за щебетанья воробьиного стал слышен голос малиновки». И мальчик поворачивал к ней свое лицо. Оно светилось благодарностью.

— Ну, а какой он, большой? — спрашивал он про аиста.

— Аист — серьезная птица, стоит себе на одной ноге в гнезде, озирается кругом и громко ворчит, — обстоятельно разъяснял Максим. (По В. Г. Короленко.)

(89 слое. Употребление букв ъ и ь, правописание безударных гласных в корне. Знаки препинания при прямой речи и диалоге, однородных членах предложения.)

1. Проанализируйте употребление разделительных ъ (I вариант), ь (II вариант).

2. Произведите фонетический разбор слов весенней (I вариант), большой (II вариант).

3. Укажите значение букв е, ё, ю, я (сколько звуков обозначают) в 1-м абзаце ( I вариант), в 3-м абзаце ( II вариант).

избами под соломенными крышами. Сизый дым вьется над ними. В сторону от дороги уходит прямая аллея, в конце аллеи ров, через него мостик ведет к тяжелым запертым воротам. На башенке дозорный в меховой шапке с пером. Курьеры скачут мимо. Вот еще одна деревня, но в ней ни души. Подъехавшие поближе всадники останавливают коней. Черные балки уныло торчат, пахнет гарью.

1)Выпишите слова. в которых количество букв и звуков совпадают
2)Выпишите слова , в которых количество звуков меньше , чем букв + транскрипция слов
3)Выпишите слова , в которых количество звуков больше , чем букв+ транскрипция слов
4)Найдите слова , в которых все согласные звуки мягкие .
5)Найдите слова , в которых все согласные звуки твердые.
6)Найдите слова , в которых все согласные звуки глухие.
7)Найдите слова , в которых все согласные звуки звонкие.
8)Найдите слова , в которых есть оглушение согласных
9)Найдите слова с безударной проверяемой и с непроверяемой гласной в корне

1)весна,снега,последними,туманами,безлюдна,черными,избами,крышами,дым, сизый,сторону,дороги,конце,ров,через,него,мостик,ведет,тяжелым,запертым,воротам,башенке,дозорный,шапке,пером,мимо,одна,души,поближе,балки,уныло.
2)местность(мэсность),деревеньки(дэрэвэники)
3)медлительная(мэдлитэлнаиа),малые(малыиэ),тающего(таиущэго),прямая(прамаиа),подъехавшие(потиехавшыие),останавливают(астанавливаиут).
4)всегда мягкие й,ч,щ,.Если согланая стоит после е ё я и ю или ь
5)все остальные твердые
6)глухие буквы :п,ф,т,х,ц,ч,щ,ш,т,с
7)звонкие:л,м,н,р,й,б,в,г,д,з,ж
8)оглушаются:когда звонкие(в,д,з,ж,б)становятся глухими ) ров(роф)
9)сторону(проверяимая 2-ое о=сторонка),конце(кончик)
Не гарантирую что все на 100 % правильно, но чем могла помогла.

Другие вопросы из категории

Читайте также

казалось (2) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (3) и что(‘ если сойти с парохода, то тут же затеряешься. 1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,2 4) 2,4 404. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На ранней заре (1) когда ещё кричат петухи (2) и по-чёрному дымятся избы (3) распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад (4) и утерпишь – побежишь умываться на пруд. 1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1, 3,4 405. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя был! выстроены врассыпную (3) и не заключены в правильные улицы (4) но показывали довольство обитателей. 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,4 406. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? Поздней ночью (1) когда на деревне погаснут огни (2) и в небе уже высоко блещет семизвездие Стожар (3) ещё раз пробежишь в сад (4) и доберёшься до шалаша. 1) 1,2,3 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4 407. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? Мы молчали, но для нас обоих было ясно (1) что эта весна, эти соловьи, этот аромат были созданы только для нас обоих (2) и что (3) на будь их (4) не произошло бы того, что произошло. 1) 1,2,4 2) 1,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4 408. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чтобы идти вперёд (1) чаще оглядывайтесь назад (2) ибо иначе вы забудете (3) откуда вы пришли (4) и куда вам надо идти. 1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3 409. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте, которых в предложении должны стоять запятые? Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим (1) и прекрасным делом (2) или с простым, но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весе-(0 она ни прошла (4) и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. 1) 1,2,3 2) 3 3) 3,4 4)2,3,4 110. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чем дальше уезжал Оленин от центра России (1) тем дальше каза¬лись от него все его воспоминания(2) и (3) чем ближе подъезжал к Кавказу (4) тем отраднее становилось у него на душе. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,4 4) 1,3,4 411. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Дорога становилась всё хуже (1) и мы решительно не знали (2) где мы (3) и куда ехать. 1) 1,2,3 2) 1 3) 1,2 4) 2,3 412. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя¬тых в предложении? Только к рассвету (1) когда озеро покрылось редкими хлопьями чаек (2) и показались рыбачьи паруса (3) он уснул (4) и ему снились Альпы. 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,4 413. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Из страшной глубины пропасти карабкались ввысь буковые и сосно¬вые леса (1) и (2) если вековые деревья не срывались поминутно с отвесных круч (3) то (4) должно быть (5) потому (6) что густой и мудрый плющ, вцепившись одной рукой в скалы, другой держал их за ветки и стволы. 1) 1,2,3,6 2) 1,3,4, 5,6 3) 3,6 4) 1,2,3,4,5,6 414. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сумерки в Средней России — лучший час суток (1) когда ложатся в нежнейшем воздухе едва заметные тени от ветвей (2) и вот-вот над краем леса неожиданно (3) как всегда (4) возникнет серп месяца. 1)1,2 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4 415. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Глядя на сыплющийся снег (1) он говорил (2) что сейчас на юге весна (3) что можно мысленно охватить взглядом огромные пространства (4) что литература призвана делать это во времени и пространств и (6) что нет в мире ничего более покоряющего, чем литература. 1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3)2,3,4,5 4) 1,2,3,4 416. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на м которых в предложении должны стоять запятые? Когда затихает дом (1) и внизу ни на чём не играют (2) я слышу как сквозь вьюгу прорывается и тоскливая (4) и злобная гармоника и к гармонике присоединяются и сердитые (6) и печальные голоса. 1)2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,5 4) 2,3,4,5,6

Избалова(1)ый расположением отличника Звездочетова, щенок порвал в клочки недавно купле(2)ый блокнот, где были реше(3)ы все задачи к завтрашнему уроку математики.

1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 3

А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1 прим…рять платье, прим…рить врагов, ум… рать от зависти

2 разв…вается сюжет, прик…сновение, б… тонировать

3 прокл…ная все на свете, ув…дающий букет, погл…щенный

4 оп…здать, прис…гнуть, обог…щение

А15 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1 и…подтишка, бе…вкусный, …дешний

2 ад…ютант, сверх…естественный, п…едестал

3 всех пр…зирать, пр…поднести, найти себе пр… емника

4 сверх…нтересный, меж…нститутский, под… грать

А16 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одинаковая буква?

1 ненавид…вший, закле…в

2 увеш…нная игрушками, подстрел…нная утка

3 мама стел…т постель, птица щебеч…т

4 дети кле…т марки, собаки ла…т

А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. фасол…вый Б. застенч…вый В. затм…вать Г. проветр…вать

1) А, Г 2) А, Б, В 3) Б, Г 4) А, В

А18 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1 На столе лежит (не) отправленная телеграмма.

2 Никому (не) нужный отчет бросили в корзину.

3 Прекрасно пела (не) известная нам певица.

4 Совсем (не) интересная история быстро нам наскучила.

А19 В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1 (В)(ТЕЧЕНИЕ) двух последних недель идет снег, (НЕ)(СМОТРЯ) на то что календарная весна уже наступила.

2 Минут десять потратил, (ЧТО)(БЫ) добраться до Курской, зашел в «Атриум» и два часа не мог решить, (ЧТО)(БЫ) купить ей в подарок.

3 (Ни)когда не поймешь, что она имеет (В) (ВИДУ).

4 Мне грустно (ОТ)(ТОГО), что отличнику Звездочетову все дается само собой: на подготовку физики, а (ТАК)(ЖЕ) математики он тратит не более двух часов в день.

А20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Телевизор сломался и нам пришлось отнести его в мастерскую.

1 Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2 Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

3 Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4 Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Взрослый (1) читая детям сказки (2) проходит вместе с ребенком путь (3) интересной им обоим (4) игры и радуется вместе с ним.

1) 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Связь инструмента, композитора и исполнителя (1) несомненно (2) влияет на восприятие зрителей.Классические музыканты наших дней стали широко известны (3) причем (4) успех многих из них превзошел успех некоторых поп-звезд.

1) 1, 2 2 )3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 3

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1 Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайкой посмеивается.

2 Снегопад укутал прохожих в белые шубы и дорожки им под ноги белые постелил и сугробы белые вдоль дорожек расставил.

3 Печеночница обыкновенная растет на свежих дубовых пнях либо на живых старых дубах.

4 Целыми днями хорошист Пятеркин если не завидовал отличнику Звездочетову то строил планы своих собственных побед на всех подряд олимпиадах.

А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Миллионы людей по всему миру любят начинать свое утро с чашечки горячего кофе: его аромат, вкус и бодрящий эффект сделали этот напиток неотъемлемой частью современной жизни и нашей культуры.

1 Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

2 Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3 Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4 Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чем говорится в первой части.

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Создатели документального сериала «Голубая планета» (1) сделали новый фильм (2) невероятные по красоте пейзажи (4) которого (3) поражают воображение.

1) 1, 4 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы до такой степени иссушили свои чувства и мозги , что (1) когда начинаем смотреть иконы (2) то прежде всего ищем сакральный смысл (3) хотя вся чувственная сторона иконы здесь тоже присутствует (4) иначе она не выполнила бы своего предназначения.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3

недавно расстался, которого любил, знал
больше двух десятков лет, хотя дружба с
ним была далеко не легка. Да, Твардовский
не относился к людям, с которыми легко и
просто. Но общение с ним, в каком бы
настроении он ни был, всегда было
интересным. Он никогда не старался
казаться умнее, чем он есть, но почему-то
всегда чувствовалось его превосходство,
даже когда в споре оказывалось, что прав
именно ты, а не он. Побежденным, как и
большинство людей, признавать себя не
любил, но если уж приходилось, то делал
всегда это так по-рыцарски, с таким
открытым забралом, что хотелось тут же
отдать ему свою шпагу. Да, в нем было
рыцарство, в этом сыне смоленских лесов,
светлоглазом, косая сажень в плечах,
умение отстаивать свою правоту, глядя
прямо в глаза, не отрекаться от сказанного
и не изменять в бою. Это навсегда
привлекло меня к нему.
Мы познакомились с ним почти сразу после
войны. Обоим было тогда лет по тридцать
пять. Но он уже ходил в знаменитых
писателях, «Теркина» все знали наизусть, а
я пришел к нему в кирзовых сапогах, в
гимнастерке с заплатанными локтями и
робко сел на краешек стула в кабинете.
Некоторое время он внимательно и
доброжелательно меня разглядывал, а это
всегда смущает, потом огорошил вопросом:
«Это что же, вы безопасной бритвой так
ловко пробриваете усы или опасной?» Я
растерялся, но вынужден был признаться,
что да, безопасной. Он часто потом
возвращался к этим злосчастным усам: «И
вот так вот, каждое утро, перед зеркалом,
железной рукой? И вот адесь, посередке,
тоже? Ну-ну, очень неплохо надо к себе
относиться, чтоб этим заниматься». И
пожал плечами…
Вообще Трифоныч не прочь был иной раз
смутить человека каким-нибудь
неожиданным суждением или вопросом. Но
в тот раз не думаю, чтоб он хотел как-
нибудь задеть меня — весь вечер он был
удивительно внимателен и заботлив.
Просто он очень не любил, и не всегда мог
это скрыть, людей, слишком много
уделяющих себе внимания. Какие-нибудь
красные носки или излишне пестрый
галстук могли сразу же его настроить
против человека. Вообще пошлость, в
любых ее проявлениях, была ему
противопоказана. Я видел, как на глазах
терялся у него интерес к такому человеку.
Я говорю сейчас обо всех этих мелочах не
только потому, что из мелочей
складывается целое, а потому, что именно
сейчас, через каких-нибудь два месяца
после того, как я его хоронил, Твардовский
близок и дорог мне именно этими его
черточками, его взглядом, иногда суровым,
редакторским, а иногда таким добрым,
даже детским, его улыбкой, замечанием,
жестом.
Может быть, с ним не всегда было легко
дружить, но от одного сознания, что он
есть, всегда становилось легче.(изложение 300 слов

1)Мокрый тающий снег пахнет сыроежками.
2)Дувший с моря ветерок трепал колючую хвою старого бора.
3)Картина изображала кораблю вздымающийся на гребень морского вала.
4)Казалось все были очарованы чтением.

&nbspКогда весна — медлительно, не сразу —

&nbspНагреет землю и войдет в зенит

&nbspИ, ароматом полный до отказу,

&nbspНад многоцветьем воздух зазвени‌‎‏т,

&nbspЯ ухожу один в степные дали,

&nbspБездумно опускаюсь на траву

&nbspИ — это мыслью назовешь едва ли —

&nbspВ тени кургана грежу наяву …

&nbspА надо мною в синеве бесплотной

&nbspНа ниточке весеннего луча

&nbspТрепещет жаворонок беззаботный,

&nbspКак колокольчик радости звуча.

&nbspТогда душа — светла и невесома.

&nbspВесь мир во мне. И в мире я — как дома.

Понравилось стихотворение и вы хотите его выучить – тогда Вам сюда ( помощник для заучивания стихов ).

Оцените статью
( Пока оценок нет )
ДачныйУголок
Добавить комментарий